Профессиональное самоопределение Продолжение 1

Профориентация призвана помочь избежать подобных ошибок и как можно правильнее ответить на вопрос «кем быть?». Для этого существует много методик и методов. Есть специалисты – профконсультанты или психологи-профконсультанты.

Тем не менее, процесс ВЫБОРА — внутренний процесс. Потому, стоит самому разобраться в схеме профориентации.

Приблизительно она выглядит так:

1) Вы пытаетесь понять свое «Хочу» в жизни вообще и относительно будущей профессии в частности. Для этого:

— перебираются все профессии (занятия), которые привлекали Вас в разное время. Лучше всего набросать список, невзирая на престижность профессии, реальность ее получения и тому подобное.

— Вы пытаетесь сообразить, что общего во всех этих профессиях. Может то, что все они так или иначе творческие? Может, все они дают определенную степень свободы? Может, все они направлены на помощь людям? Все, что угодно, любое сходство. Возможно, Вы сможете понять, что Вам важно в профессии. И сможете найти это же и в других специальностях;

— Вы набрасываете список требований к условиям труда. На улице работать или в помещении, сидячая работа или постоянно перемещаться, в тесном общении с коллегами или индивидуально, с четким графиком дня или свободным и т.д.

2) Вы анализируете свои возможности и способности («Могу»). Это, пожалуй, наиболее трудоемкая часть профориентационной работы. Для получения более точной информации воспользуйтесь соответствующими психологическими тестами. Всю информацию следует тщательно протоколировать:

— Вы вспоминаете предметы, которые лучше давались (даются) в школе, задачи какого типа всегда было легко решать;

— собирается информация относительно уровня интеллектуальных способностей, коммуникативных (умения общаться), организаторских;

— оцениваются личностные качества – что Вы за человек? Ответственный или нет, аккуратный или неряшливый, самостоятельный или коллективист и т.д.;

— оцениваются физические и физиологические возможности, ограничения по здоровью.

3) Рассматриваются описания профессий (профессиограммы). Каждая профессия требует от человека определенных способностей, умений, личностных качеств. Все это называют профессионально важными качествами (ПВК). Очень важно, есть ли они у Вас. Профессия может давать возможность реализовать те или иные ценности, предоставляет те или иные условия труда. Что-то соотносится с вашими желаниями, что-то – нет. В рамках одной профессии разные специальности могут иметь несколько разные требования, обращайте на это внимание.

Подробные описания профессий можно найти в книгах либо в Интернете. Мы рассмотрим некоторые на наших занятиях.

4) Анализируется рынок труда и обучения. В Интернете можно найти информацию о том, какие профессии сейчас наиболее и наименее востребованы в стране и в регионе, как они оплачиваются. Имейте в виду, если рынок перенасыщен специалистами данного профиля, то Вам нужно иметь гораздо более высокую квалификацию, чтобы найти работу. Рассматриваются возможности получения образования по данной профессии — обучают ли ей в вашем регионе или придется переезжать, есть ли возможность бесплатно получить такое образование и т.п.

Профессия нравится, позволяет реализовать склонности и интересы, но не хватает для нее тех или иные способностей. Другая – легко дастся, но не даст возможности реализовать какие-то свои желания и способности. А третья – полностью подходит по возможностям и интересам, но она совершенно не востребована в регионе. Сложно быть нефтяником в местности, где нет нефти. Что для Вас менее затратно? Переехать в другой регион учиться и работать? Отказаться от своих интересов, реализовывая их в своем хобби? Или взяться развивать необходимые способности, лишь бы заниматься той профессией, которая позволит реализовать себя в полной мере? Решать только Вам! Специалист-профконсультант или психолог не должен и не может решить за Вас, но он может помочь пройти по вышеописанным этапам более подробно и грамотно. Этому, в сущности, и посвящен наш курс. По ходу его прохождения мы шаг за шагом пройдем весь этот алгоритм и постараемся во всеоружии подойти к решающему шагу – выбору.

Не следует воспринимать предлагаемые советы и инструкции буквально, лучше творчески подойти к делу и рассматривать не одно конкретное решение, а «веер» решений. Другими словами, нужно помнить, что хорошего результата можно добиться разными способами, а выбрать лучший заранее не всегда представляется возможным. 



Дополнение автора от 06.12.13 18:56:08

В качестве первого практического задания для неопытного соискателя:

Попробуйте получить информацию относительно выбора карьеры или профессии от взрослых. Это могут быть родители, старшие братья и сестры, дедушки и бабушки, соседи, учителя, наконец, случайные люди. Постарайтесь охватить как можно больше людей (по крайней мере, не меньше 3 человек). Помните, что количество и качество собранной вами информации зависит от вашего умения наладить контакт с собеседником (это дополнительно будет тестом на ваши коммуникативные и организаторские способности). Представьте себя корреспондентом и проинтервьюируйте этих людей. Умение налаживать и поддерживать отношения с людьми является очень важным качеством практически для всех видов профессий, и проведение опроса послужит определенной тренировкой. Опрос проводите с помощью предлагаемой ниже анкеты. Она составлена по материалам данного занятия.

1.Довольны ли Вы сделанным в свое время выбором профессии, карьеры? Что устраивает, а что хотели бы изменить?

2.Был ли этот выбор свободным или вынужденным, и чем вынужденным?

3.Не был ли выбор профессии выбором за компанию. Насколько на него повлияла ориентация на сверстников.

4.Ориентировались ли Вы на бытующие представления о престижности профессии, моде на профессии?

5.Повлиял ли на Ваш выбор авторитет какого-либо человека, кумира, который занимался данным видом деятельности?

6.Насколько Ваш выбор был обусловлен внешней стороной профессии (например, красивая форма, возможность прославиться и т.п.)?

7.Не был ли Ваш выбор вызван отношением к какому-либо школьному предмету.

8.Как часто Вы повышаете квалификацию, осваиваете новые виды деятельности, учитесь?

9.Хорошо ли Вы представляли характер труда, которым собирались заниматься?

10.  Соразмеряли ли Вы свои личностные качества (склонности, способности, черты характера) с будущей профессией, в тот момент, когда Вы ее выбирали?

11.  Оценивали ли Вы свои физические особенности при выборе профессии.

Проанализируйте полученные ответы и оцените по 5-балльной шкале успешность профессиональной жизни каждого опрошенного, обращая внимание на ошибки, которые были допущены при выборе профессии и карьеры.



Дополнение автора от 07.12.13 12:26:14

Спасибо за внимание, коллеги. Вы правы, Ирина, разбираться лучше со специалистом. Хорошо иметь кого-то, типа супервизора на все случаи жизни. Только выбор специалиста «по душе» — это тоже эвристический процесс с не очень высокой вероятностью успеха. Постепенно в сети, надеюсь сформируется такой виртуальный супервизор по жизни, но это дело будущего. А пока он скорее имеет черты «коллективного бессознательного». И не известно, куда он заведет.  

По поводу анализа рынка труда, Сергей, здесь не так уж и безнадежно. Сейчас крупные и не очень агентства по гуманным ресурсам публикуют аналитические обзоры рынка, в том числе и прогностические. Да и самим можно проделать простенький ретроспективный анализ и обнаружить отчетливые тенденции в его изменении, которые протянутся еще и в перспективу. Плюс немного экономической географии.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Анатолий Михайлович

Мы все учились понемногу. . . продолжаю и сейчас. Отложились какие-то жизненные ситуации, проблемы, схемы, приемы их решения. Возможно, кому-то смогу помочь. Кому тяжко, обращайтесь, не стесняйтесь, будем пробовать.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Профессия и карьера


Комментарии

Согласна, "процесс ВЫБОРА профессии — внутренний процесс". Но разбираться всё же лучше с помощью профессионала, который  реально поможет не запутаться в выборе. 

06.12.13

Замечательно, Анатолий Михайлович!

Потрудились на славу.
Я бы и сам готов воспользоваться «анализизом рынок труда», воспользуюсь, потрачу время на обучение… и увижу, что к этому времени «анализы» изменились. Так вот о чем я… а кто предоставит прогноз востребовательности профессии через n-лет? Это так о наболевшем. Мои Вам +1

07.12.13

Идея опроса родителей и родственников — интересная

09.12.13

Добротная инструкция. Замечательно. Теперь дело за тем, чтобы продвинуть её, «просочить» её в слои тех самых неопытных соискателей. Ссылку на вашу статью буду непременно давать «страждущим и ищущим» своё место в профессии.

09.12.13

Анатолий Михайлович, очень грамотная и глубокая статья. Пожалуй, вы перечислили все необходимые в таком трудном выборе, как профориентация, пункты. Но, чтобы найти именно свою нишу и в дальнейшем не разочароваться в ней, соглашусь с Ириной, действительно, нужна помощь профессионала. Он поможет и приоритеты правильно расставить, обнаружить и раскрыть латентные возможности или структурировать уже имеющиеся.

09.12.13

Анатолий Михайлович,  спасибо за полезный и познавательный блог! Осознанный подход к выбору будущей профессии позволит избежать ненужных ошибок и сделать правильный выбор, т. к. после окончания школы 80% выпускников поступают в учебные заведения, которые советуют родители. И спустя время понимают, что хотели бы заниматься совершенно иным делом!!!

10.12.13

Интересный блог, затронута актуальная тема и предлагаются конкретные рекомендации!!!"+1"

10.12.13

Статья практически терапевтическия из серии самопомощи. Действительно, не многие обращается к психологу с запросом профориентации. А так человек может самостоятельно взвесить свои реальные возможности. А не воображаемое «вот здорово бы было».

+1

11.12.13