Ваджрайогини- тантрическое божество, дакиня, олицетворяющая освобождение человека от всех пороков, обладающая благими качествами ума и способная реализовать свои возможности для счастья всех живых существ.
Один из важнейших йидамов в шести йогах Наропы, олицетворение практики пхова.
Пхова — это особенное учение в тибетском буддизме. Однажды преуспев в этой практике, практикующий не упадёт в три нижние сферы и переродится в Чистой Земле Будды Амитабхи. В наше время, когда у людей недостаточно времени для практики Дхармы, Пхова является важным методом достижения блага для себя и других. Главная цель практики Пхова состоит в подготовке к переносу сознания в момент смерти в Чистую Землю Амитабхи. Пхова может выполняться как для себя, так и для других людей. Существует множество видов практики Пхова, которые подходят разным людям в зависимости от их подготовки, опыта и индивидуальных способностей.
У нее тело красного цвета, в левой руке капала (сосуд из черепа), в правой руке – нож-дигуг. Она смотрит вверх, в небо, как бы говоря, что тех людей, которые практиковали пхову, тех, кто верят ей, она возьмет с собой в Чистую землю – Кхачари. Ваджрайогини может быть внешней и внутренней.
Внутренняя ваджрайогини возникает внутри каждого из нас при условии создания союза блаженства и сознания, познающего пустоту. Как правило, достичь этого очень трудно, поэтому обращаются к внешней ваджрайогини в момент смерти и просят ее, чтобы она помогла достичь Кхачари.
Благодаря великой силе мудрости и сострадания Ваджрайогини преодолевает все омрачения живых существ.