Санкт-Петербург

Не хлебом единым жив человек

Несмотря на отсутствие острых негативных сигналов с мировых рынков, самой популярной бизнес-темой форумов и блогов стал якобы надвигающийся экономический кризис, а самым острым вопросом – ожидаемое сокращение персонала. Кажется самое время напомнить уважаемым работодателям о простых и малозатратных методах, позволяющих превратить сотрудников из балласта в бесценный актив, способный противостоять любому кризису. Речь пойдёт о нематериальном стимулировании персонала.

Необходимость использования средств нематериальной мотивации не вызывает сомнений и в лучшие для бизнеса времена. Вопрос лишь в том, как организовать регулярную процедуру формирования нематериальных стимулов, позволяющую в полной мере использовать потенциал HR-специалистов.

Граждане старшего поколения, работавшие в советские времена в крупных государственных структурах, хорошо помнят утомительную процедуру заполнения личных творческих планов. А ведь люди, придумавшие это наказание советских госслужащих, преследовали благородную цель. Важность личного целеполагания сейчас не только активно обсуждается в методическом аспекте, но является предметом многочисленных и популярных тренингов.

Новое – это хорошо забытое старое. Организованная неформально, процедура подготовки индивидуальных планов развития (http://piter-consult.ru/home/Articles/Simply-about-the-difficult/Practiceof-applicationof-non-material-motivation.html ), может стать мощным инструментом формирования нематериальных стимулов сотрудников компании.

В полном виде процедура состоит из следующих этапов:

  1. Анализ деятельности сотрудника за прошлый период.
  2. Формирование целей на ближайший период.
  3. Обсуждение руководителя с сотрудником результатов прошлого периода и сформированных целей.
  4. Определение личных целей сотрудника, факторов, мешающих выполнению поставленных задач.
  5. Формирование планов реализации личных целей.
  6. Контроль достижения поставленных перед сотрудником целей и выполнения данных компанией обещаний.
  7. Коррекция плана, формирование плана на следующий период.

 

Можно сказать, что вся эта процедура — в хорошем смысле слова торг между руководителями и подчинёнными. Ситуация напоминает собеседование при найме, в ходе которого честный руководитель должен сформулировать все обязанности сотрудника и предъявляемые ему требования, а опытный кандидат старается продумать и обговорить все условия добросовестного выполнения этих обязанностей.

Мне кажется, что сейчас, перед угрозой кризиса, самое время провести такую работу с персоналом: обсудить результаты и проблемы, поставить новые задачи, зафиксировать и поставить на контроль выполнение пожеланий сотрудников. По своему опыту могу сказать о результатах:

  1. Психологический климат в компании значительно улучшится.
  2. Руководство компании получит психологическую основу для постановки новых индивидуальных целей, закрепления новых обязанностей персонала в сложный для бизнеса период.
  3. Руководство получит от сотрудников ряд идей по повышению эффективности бизнеса. Инициативы персонала будут поддержаны с бОльшим энтузиазмом, чем директивные решения, навязанные сверху.

 

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Кручинецкий Сергей Михайлович

Консультант, бизнес-тренер. Многолетний опыт работы топ-менеджером в ряде компаний-лидеров в своих отраслях на различных и клиентских рынках. Руководитель компании «Питер-Консалт», специализирующейся на оказании помощи по преодолению кризисов развити Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Бизнес > Управление


Комментарии

Практически вся нематериальная мотивация (для сотрудника) требует материальных затрат от работодателя. То есть, это для персонала она нематериальная, а для организации очень даже материальная. Исключением являются, пожалуй, как раз реализация сотрудниками творческого потенциала с поддержкой организации и то, до определенного уровня.

Индивидуальное целеполагание, действительно работающая методика, особенно в сочетании с проработанной системой планирования карьеры на предприятии или в подразделении. Но если сотрудник не будет понимать конечной цели данного мероприятия, то  эффективность его резко снижается. А результатом может быть либо сохранение рабочего места (в условиях кризиса), либо повышение заработной платы или позиционного уровня.

Для руководства это хороший метод выявления неэффективных кадров в предверии «кадровой ревизии», которая является ожидаемой в сложных рыночных условиях.

Крупные организации уже внедрили данную процедуру на постоянную основу для абсолютно всех сотрудников. Каждое полугодие, каждый руководитель проводит оценочные и постановочные беседы с каждым своим сотрудником. Это позволяет иметь стабильные статистические данные о качестве выполняемой работы, быстро и на постонной основе выявлять неэффективные кадры и работать с ними.

Получение высоких и порой просто хороших=ожидаемых результатов, как правило, влечет за собой либо очередной повышение оклада, либо годовой/полугодовой бонус.

Нужно понимать, что многоуровневая организационная структура, требует дополнительной подготовки руководителей для работы с данным инструментом, иначе велик риск формального подхода к обязательной процедуре, что резко снизит его эффективность. 

 

20.03.14

Евгения, спасибо за комментарий.

К нематериальной мотивации относят как раз мероприятия, не связанные с «очередным повышением оклада, либо годовой/полугодовой бонус». Строго говоря, организация соревнования менеджеров по продажам тоже требует каких-то расходов. Например, расходы на фломастер для отображения план-фактных графиков для всеобщего обозрения. Но такое мероприятие относят к нематериальной мотивации, поскольку оно воздействует на нематериальные мотивы менеджеров — стремление к самоутверждению, лидерству.

21.03.14

Сергей Михайлович, не спора ради, просто опытом своим делюсь.

Хочеь получить хороший результат от сотрудников — дай им хороший стимул. Самоутверждение не подкрепленое со стороны руководства признанием, не мотивирует сотрудников, особенно относящихся к «Поколению Y». А доказанное лидество вообще может быть опасым, если оно вовремя не проработано.

Но, любое правило имеет исключения, которые только подтверждают правило. Методика хорошая и приносящая результат. Нужно лишь всегда правильно формулировать цель.

23.03.14