МСББ. Методика 2.2. Чем меньше значит мнение людей, тем ближе к Богу. -3

Михаил Щелконогов

swa.sunwaygalaxy.com/wps/archives/1143 

 

Чем меньше значит мнение людей, тем ближе к Богу. -3

С другой стороны, человек не может сам разобраться в себе, не может изжить свои комплексы неполноценности, неуверенности, не может преодолеть страхи и сомнения, и вынужден постоянно прибегать к поддержке извне. Он постоянно нуждается в дополнительном энергетическом «пинке» (наставлении, совете, рекомендации, мнении), без которого не способен принять решение, поскольку своей энергиии информации ему не хватает. Слабы-с, не обучены-с! Что делать? Это наша общая беда. Многие из нас вырастают духовными сиротами при живых родителях.

Люди не то что не свободны, люди больше всего в мире боятся свободы, оттого они и ищут «познания», оттого им нужен «непогрешимый», бесспорный авторитет, т.е. такой, перед которым бы они могли все вместе преклоняться. Свобода и есть ведь тот «каприз», о котором нам рассказывал подпольный человек, но даже каприз здесь, на земле, хочет, мы помним, себе «гарантий», не подозревая, что величайшая его прерогатива – это возможность обойтись без гарантий. (12)

Эта слабость ведет к возникновению такой черты характера как конформизм. Конформист всегда согласен с окружающим его большинством, либо потому что действительно слаб, либо просто не имеет собственного мнения, следовательно, вынужден идти за теми, у кого оно есть. Заметьте, мы вовсе не утверждаем, что надо во всем противостоять внешнему миру и окружающим людям, нет, если они умнее и предлагают дельные вещи, то следовать за ними как раз единственный выход. Но если ты вдруг лучше знаешь, что тебе необходимо делать в данный момент времени, пусть даже вопреки всему миру, то почему не отстаиваешь себя, не защищаешь свою бессмертную душу?

Я должен поступать так, как я думаю, а не так,
как думают люди. Правило это одинаково
необходимо как в повседневной, так и в
умственной жизни. Правило это трудно, потому
что всегда встретишь таких людей, которые думают,
что они знают твои обязанности лучше, чем ты сам.
В мире легко жить согласно мирскому мнению, а в
одиночестве легко следовать своему собственному;
но счастлив тот человек, который среди толпы
живет так, как он в своем уединении решил,
что надо жить человеку. (13)

Хвали в человеке то, что нельзя ни отнять, ни дать, что принадлежит самому человеку. Ты спросишь, что это? Душа, а в ней – совершенный разум. Ведь человек – разумное существо; значит, для него высшее благо – выполнять то, ради чего он рожден. А что требует от него разум? Ничего трудного: только жить согласно своей природе. Трудно это лишь по причине всеобщего безумия: мы все толкаем друг друга к пороку. Как можно вернуть к здравомыслию тех, кого не удерживает никто, а гонит вперед целая толпа? (14)

Еще одна грань – своеобразная мания величия. Есть люди, которые не могут жить, если не получат одобрения, не будут казаться героями в чужих глазах, не чувствуют себя нормально, если им не завидуют. Вся их жизнь – показуха. Престижная работа, полная семья, достаток, высшее образование, увлечения, – все это для того, чтобы «кричали женщины ура и в воздух чепчики бросали». Человек живет не для себя, а ради восхищения окружающих, ради молвы, ради славы.

С чего, например, она решила, что хочет заниматься биологией? В детстве рисовала – хвалили, потом музыкой занималась – хвалили. Книжки отцовские стала читать – опять хвалили. А ей только того и надо было – чтоб хвалили… И старалась, училась, сидела над тетрадями – чтоб отец похвалил. Купилась на похвалу – хорошая девочка… И хватит. И достаточно. Теперь мои поступки не будут зависеть от того, нравятся они отцу, маме, Василисе, кому бы то ни было. Только мне. Я – единственный себе судья. Свобода от чужого мнения. Интересно спросить у отца, значит ли для него что-нибудь мнение Гансовского? Конечно, значит. Они все хотят друг другу нравиться. То есть не все – всем. Круги. Касты. Закрытые общества… Крысоубийцы. Послушные. Мы, интеллигентные люди… Пошлость какая… Не хочу. (15)

В это же время его женой была Софья Андреевна Толстая, внучка Льва Николаевича, до немыслимости похожая на своего деда. Только лысины да седой бороды и не хватало.
Впервые я с ней встретился в вестибюле гостиницы «Москва». Взглянул и решил:
— Да ведь это Софья Андреевна… Жена Сережи.
Узнал ее по портретам Льва Николаевича.
А когда-то Есенин хотел жениться на дочери Шаляпина, рыженькой веснушчатой дурнушке.
Потом – Айседора Дункан.
И все для биографии.
— Есенин – Шаляпина!
— Есенин – Дункан!
— Есенин – Толстая!
А для счастья?.. (16)

12. Л.Шестов. На весах Иова. – М.: Издательство АСТ, «Фолио», 2000, стр. 104
13. Эмерсон.
14. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Худ.лит., 1986, стр. 92.
15. Л.Улицкая. Казус Кукоцкого. – М.: Эксмо, 2003, стр. 293.
16. А.Мариенгоф. Мой век, моя молодость… //А.Мариенгоф. Роман без вранья: Романы. – Л.: Худ.лит., 1988, стр. 384.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Ольга Юнтунен

Все, что касается семьи, детей, их развития, обучения, становления личности. Вопросы психологии, дефектологии, логопедии, двуязычие. Раннее обучение. Взаимоотношения, "отцы и дети", личностное развитие, обретение призвания. + Финляндия.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Самопознание и развитие


Комментариев пока нет