Шаг в будущее или чем так страшен выпускной экзамен.

 


Каждому, наверное, кто сдавал в школе выпускной экзамен знакомо ощущение страха, перед началом испытания. У многих воспоминания о нем  живы и по сей день.  А задумываемся ли мы, откуда оно происходит, и чего на самом деле мы боимся?

Что такое страх? Это состояние  возбуждения, возникающее в результате осознания человеком недостатка сил и способностей или отсутствия возможности справиться с некоторой угрожающей ситуацией.(1)

Что такое экзамен? Это проверочное испытание чьих-либо знаний, при успешном результате которого приобретаются какие-либо официальные права. (2)

Из чего можно легко сделать вывод о том, что страх экзамена – это осознание человеком недостатка сил и способностей или отсутствия возможности успешно пройти испытание и, возможно, приобрести какие-либо официальные права

Если говорить о выпускном ЕГЭ, то это право успешно поступить в выбранный ВУЗ.

Так что же  заставляет сегодняшнего школьника воспринимать себя как не имеющего возможностей или способностей.

Легко проверить, что страх перед сдачей экзамена испытывают как отличники, так и ученики не показывавшие хороших результатов в течение всех лет обучения.

Что между ними общего. Прежде всего, то, что выпускной экзамен – это не просто выставление оценок. Это пропуск в новую жизнь.

Страх перед экзаменом вызывает не сам результат, то есть количество баллов или отметка, которой они соответствую, а те изменения в жизни которые произойдут во время подготовки и после экзамена в жизни выпускника.

Страхи условно можно разделить на четыре группы

  • Проверка компетенции
  • Проверка взаимоотношений
  • Проверка самооценки
  • Шаг в неизвестное.

Проверка компетенции – это, прежде всего, страх выглядеть некомпетентным, допустить ошибку, не справиться с заданием, потерять авторитет «Знайки». Чаще всего он присущ отличникам или ученикам, проявлявшим особые способности по какому-либо предмету.

Проверка взаимоотношений – это, прежде всего, проверка внутрисемейных связей. Страх ребенка не оправдать надежд родителей, и что отношение родителей к нему из-за неудачи на экзамене может измениться. Способность родителей принимать своего ребенка таким, какой он есть, и оказывать поддержку в любой ситуации.

Проверка самооценки – страх быть хуже остальных или значимых других. Страх не справиться и оказаться в числе аутсайдеров. Зависимость мнения о себе от мнения окружающих. Неадекватная самооценка своих возможностей в лучшую или худшую сторону.

Шаг в неизвестное – это страх новой жизни после выпуска из школы. Страх при необходимости поменять уже принятое решение или неспособность вырабатывать новую стратегию поведения в случае неудачи.

Как известно, кто предупрежден, тот вооружен. Осознавая свои страхи и переживания, выпускники и их родители могут более эффективно организовать процесс подготовки к итоговому экзамену.

1.<span style=«font:7.0pt „Times New Roman“»>     

Прежде всего, для выпускника  стоит убедиться в своей  компетенции. В этом поможет простая систематическая подготовка к экзамену.
  • Следует поставить себе цели. При этом помнить, что они должны соответствовать 5-ти критериям (3):

Конкретны, т.е.  должны быть понятными и точно выраженными.

Измеримы, т.е. должен быть известен конечный результат

Согласованы, т.е. одна цель должна соответствовать другой

Реальны, т.е. выполнимы именно тем человеком, который берется за их реализацию.

Определены во времени, т.е. дожжен быть поставлен срок, в который цель будет достигнута.

  • Определить способы достижения цели.
  • Важным критерием будет способ овладения материалом. Большое значение в запоминании информации имеет канал, через который она усваивается наилучшим образом:  зрительный (чтение), слуховой (чтение вслух или запись на аудио), моторный (переписывание материала). Стоит делать акцент именно на него, но не отказываться и от остальных.
  • Проиграть ситуацию дома (с часами и бланками для ответов). Это поможет подготовиться уже к генеральной репетиции ЕГЭ.
  1. Следующий важный момент – это поведение семьи по отношению к выпускнику.

Самое главное: ВЫПУСКНИК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО СЕМЬЯ ЛЮБТИТ ЕГО НЕ ЗАВИСИМО ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ, И ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ ОСТАНЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ.

Что может сделать родитель:

  • Доверять своему ребенку.
  • Расставить приоритеты и снять на время с ребенка часть работы по дому, если она есть, с условие, что это время будет использовано на подготовку к экзамену.
  • Осознать индивидуальность и не похожесть вашего ребенка на других детей (не сравнивать с другими относительно скорости подготовки или отметок).
  • Создать дома обстановку поддержки и уважения,  проявлять любовь и внимание к ребенку. Ребенок должен знать, что родители — его надежный тыл, но ни при каких обстоятельствах нельзя брать на себя ответственность ребенка. Он должен научиться принимать ответственность за свои поступки на себя.

3.<span style=«font:7.0pt „Times New Roman“»>     

 90% успеха в сдаче экзамена зависит от адекватности самооценки выпускника. Следует верить в свои силы, в противном случае  человек не использует все ресурсы своего организма, а соответственно на выходе получает гораздо более низкий результат, чем мог бы получить. И наоборот, слишком высокая уверенность в себе может обернуться отрицательным результатом. Она приводит к невнимательности (Зачем перепроверять, когда я уверен в себе), халатному отношению к подготовке. Каждый выпускник способен объективно оценить тот объем знаний, которым он владеет. Для этого достаточно провести простой математический подсчет правил и формул по всем предметам, которыми он умеет оперировать и при необходимости увеличить его при подготовке к экзамену.

4.<span style=«font:7.0pt „Times New Roman“»>     

Успешное прохождение испытания, как уже говорилось в начале, гарантирует получение определенных официальных прав (в том числе, право поступления в выбранный ВУЗ) Но, что делать, если результат не совпадет с ожиданиями. Это самый волнующий вопрос. Именно он  должен быть оговорен заранее в семье. Определенность пути предаст ощущение безопасности. При этом страховочный вариант – это не наказание за плохой результат экзамена, он просто другой. Выбор страховочного варианта нужно доверить самому выпускнику, но родители должны о нем знать и быть с ним согласны.

 

Успехов на экзамене!                                                                Психолог Марианна Угрюмова

 

  1. Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия
  2. Толковый словарь русского языка. под ред. Т. Ф. Ефремовой
  3. “Практика менеджмента” (SMART goal setting). П Друкер,
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Угрюмова Марианна Александровна

«Человек подобен произведению искусства. Ему, как и картине, важно правильно подбирать для себя обрамление, подчеркивающее самые выгодные стороны»
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки


Комментариев пока нет