ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА НАС И НАШИХ ДЕТЕЙ


Цвет — это одна из первых характеристик, которую различают дети. Сначала все новорожденные видят только черное и белое, различают свет и темноту. Затем в промежуток от шести недель до двух месяцев их цветовая палитра начинает постепенно расширяться. Сначала дети начинают различать красный (самый интенсивный цвет), потом другие яркие цвета. Маленьких детей вообще тянет ко всему яркому. Поэтому, если вы хотитеакцентировать внимание ребенка на каком-то предмете, приучить к действию с какой-то вещью, выбирайте только самые яркие и интенсивные цвета.
Ученые считают, что «цвет — это отличное средство управлять детьми». И вы можете применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение.

Узнать больше вы можете на блоге http://svetlana-positiv.blogspot.com


Красный, оранжевый, желтый. Цвета этого спектра имеют активизирующую, возбуждающую характеристику. В психологии они считаются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу, нацеленного на взаимодействие с окружающим миром. Поэтому с такими цветами следует подбирать предметы, связанные с общением, взаимодействием между ребенком и взрослым или другими детьми, — они помогут в развитии социальной функции. Использование красного, желтого и оранжевого очень хорошо для вялых, апатичных и неактивных детей, у них увеличивается активность и коммуникабельность, улучшается настроение. Эти цвета также способны улучшать аппетит, поэтому «малоешек» нужно кормить из желтой и оранжевой посуды, класть красные салфетки и подносы. Подобные цвета сильно привлекают внимание, способствуют запоминанию. Поэтому, если вы хотите акцентировать внимание ребенка на чем-то важном, пробудить интерес – сделайте это красным. Для маленьких детей это могут быть развивающие игрушки, алфавитные доски и т.п., а для детей более старшего возраста – учебное место или предметы в нем. Сочетание красный-желтый подтолкнет ребенка к исследованиям, освоению новых сфер, усилит жажду знаний. Также хорошо использовать эти цвета на игровых комплексах и спортивных уголках, так как они возбуждает нервную систему, повышают общий тонус, активизирует работу мускульной системы.
Но не стоит забывать, что чрезмерное употребление этих цветов может вызвать сильное раздражение, агрессию, в большом количестве эти цвета утомляют и могут привести к невротическим состояниям.
Синий, голубой, фиолетовый. Эти цвета несут в себе угнетающе-успокаивающую функцию: делают менее активным любое восприятие. Они относятся к цветам интроверсии – импульсам, обращенным внутрь, сосредоточенным на внутренней закрытой жизни. Больше всего они подходят для мест отдыха (например, диванчики и коврики рядом со спортивным уголком или место, где ребенок занимается спокойными, тихими играми), для спального места — только в сочетании с теплыми (лучше зелеными) оттенками, иначе оно будет ощущаться «холодным и неуютным». Такие цвета также хорошо использовать для гиперактивных детей, чтобы нейтрализовать излишнее возуждение.
Розовый цвет может быть различных оттенков. Если это яркий, насыщенный теплый цвет, то его следует отнести к «группе красного». Он так же будет привлекать внимание, активизировать различные процессы, побуждать к действию. А если это более мягкий, холодный (ближе к светло-фиолетовому) цвет, то он будет относиться к «синей группе», а значит успокаивать, снижать активность. Соответственно, в зависимости от характеристик, использовать розовый можно с различными целями.
Зеленый. Различные оттенки этого цвета успокаивают, расслабляют. Зеленый нейтрализует действие остальных цветов, помогает рассеивать негативные эмоции, приносит спокойствие и умиротворенность. В связи с этим его воздействие используют при шоках и сильных нервных потрясениях. Ученые установили, что зеленый цвет обладает снотворным действием, поэтому для детей, которые в большинстве своем так не любят засыпать, очень хорошо делать зеленым спальное место (это может быть постельное белье, навес над кроватью, стены или мебель вокруг кровати, игрушки, с которыми ребенок ложиться спать). Игровые и развивающие пространства нельзя красить в зеленый цвет, так как он вызывает скуку, не дает ярких впечатлений. Зато зеленый весьма удачный вариант для замкнутых и ограниченных пространств – он не создает ощущения давления и не дает сильного эмоционального влияния.
Салатовый. Этот цвет несет в себе две разные характеристики: с одной стороны – он яркий и интенсивный и принадлежит к гамме теплых оттенков, включая в себя их свойства, с другой – он содержит качества зеленого и обладает нейтрализующей функцией. Он создает такое ощущение как «веселое спокойствие» или приподнятое настроение при расслабленной умиротворенности. Считается, что скрытая энергия, которая была в зеленом, освобождается, поэтому этот цвет, побуждает к стремлению устанавливать как можно больше контактов, активно общаться с внешним миром, познавать новое. Салатовый хорошо использовать в тех ситуациях и местах, где ребенок будет общаться с другими детьми. Например, это могут быть игровые столики, домики, кухни, где ребята занимаются коллективной деятельностью. Салатовый также хорош при оформлении дня рождения или детского праздника.
Коричневый. Этот цвет символизирует собой уверенность, стабильность и спокойствие, так как он очень близок к натуральной природе (земля, деревья). Коричневый имеет хороший эффект при нервном истощении – он успокаивает и дает ощущение ровной тишины. Но большое его количество – не радует, и даже отягощает. Он не способен вызывать ярких эмоций. Поэтому в детских комнатах коричневый – не лучшее решение. Это скорее «взрослый» цвет, и по возможности надо избегать коричневой мебели и пола (а многие делают их именно такими) в детских.
Черный, белый, серый. Эти цвета самые нейтральные, зачастую они даже трактуются как отсутствие цвета вовсе. Они редко вызывают какие-либо эмоции (но если, конечно, они не используются в больших количествах: много черного удручает и расстраивает, вызывает страх, а обилие белого – ощущение пустоты и одиночества). Чрезмерное употребление нейтральных цветов может вызывать меланхолию и апатию, и даже привести к депрессии. Принимая во внимание все эти характеристики при построении окружающего пространства для маленьких детей, нужно стараться использовать эти цвета как можно реже. Ребенок в очень большой степени познает мир через различные цвета, усваивает понятия и значения, учится понимать свойства предметов и явлений. Поэтому такие «пустые» цвета лучше исключить. Использование подобных цветов хорошо лишь в тех случаях, когда есть необходимость нейтрализовать внимание и активность ребенка. Например, это могут быть какие-то вспомогательные технические предметы или приборы (лампы, магнитофон, увлажнитель воздуха и т.п.), чтобы ребенок не проявлял к ним особого интереса, случайно не сломал и не поранился сам. Также эти цвета подходят в качестве фона для игровых планшетов, алфавитных досок.
Знание психологических характеристик, свойств различных цветов и их правильное использование помогут добиться нужных результатов, положительно повлиять на гармоничное развитие ребенка. Однако не нужно забывать, что все хорошо в меру, и не следует увлекаться каким-нибудь одним цветом или оттенком.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Светлана Волынец

Работаю и живу в Киеве. 10 лет назад окунулась в мир психологии - обучалась в университете, изучаю направление по гештальттерапии. Имею успешный опыт в психологическом консультировании по разным направлениям: детско-родительские отношения, супружески Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология


Комментариев пока нет