Не все психологи одинаково полезны....

Название «поп-психология» возникло по аналогии с поп-музыкой: «популярная (т.е. предназначенная для массового потребления) психология». Её можно также назвать «упрощённой психологией». Развитие этого направления связано с возросшим интересом в обществе к психологическим знаниям. При этом большинство людей не интересуют сложные теории и научные концепции. Они ждут от психологии простых рецептов, поданных в развлекательной форме. Распространению поп-психологии способствуют средства массовой информации (газеты,журналы, радио, телевидение, а в последние годы – Интернет). Марк Гриффитс, британский психолог, отмечает, что «ряд отдельных психологических тем имеет тенденцию часто перекликаться с темами бульварных газет. Почему это происходит? Заголовки газет отражают то, что интересно людям и то, как редакторы представляют себе интересы читателей. С этой точки зрения убийства, секс, жизнь королевской семьи, войны, бедствия, насилие, преступления, астрология, парапсихология, оккультизм, наркотики и жестокость – всё это, так или иначе, связано с психологией. Психология как наука, однако, занимается только частью перечисленных проблем». В истории психологии известно немало случаев, когда учёные занимались популяризацией психологических знаний, писали статьи и книги для широкой аудитории, участвовали в радио- и телепередачах. Книги Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Владимира Леви, Михаила Литвака и других известных специалистов пользуются большим спросом не только у студентов-психологов. Однако, далеко не каждый учёный или практик в состоянии писать простым и понятным языком. Некоторые вообще считают ниже своего достоинства писать для «глянцевых журналов». Но если академическая психология не обеспечивает людей информацией, в которой они заинтересованы, тогда в дело включаются поп-психологи – люди, которые иногда имеют весьма отдалённое отношение к психологии, а хуже всего — пытаются выставить себя профи в знании человеческих душ. Как отмечает Сергей Степанов (доктор психологических наук, автор многих статей в газете «Школьный психолог»), «деловитые американцы тратят свыше миллиарда долларов ежегодно на всевозможные психологические руководства в стиле "Думай и богатей", "Ваш путь к успеху", "Приемы эффективного лидерства", и т.д., и т.п. Со времен Дейла Карнеги литература такого рода пользуется огромной популярностью, но, увы, приносит в основном разочарование. Сегодня, когда подобные руководства завоевывают все больший успех и у нашего читателя, настало время разобраться, насколько им можно доверять. Ведь, как выясняется, многие "мотивационные" книги содержат далеко не бесспорные идеи, которые однажды пришли в голову их авторам, но никакого научного обоснования не имеют. Хуже того, некоторые тезисы, которыми потчуют своих читателей современные гуру от поп-психологии, входят в прямое противоречие с данными научных исследований и не столько способствуют, сколько препятствуют самосовершенствованию и достижению жизненного успеха». В стремлении людей получить знания в доступной форме нет ничего удивительного. Однако при отборе информации нужно руководствоваться принципом «Доверяй, но проверяй».

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Евгений Коваль

Все, чего я хочу, когда провожу консультацию, - освободить внутреннего человека и осветить его внутренний мир. Открыть в нем самом источники энергии и любви, сделать человека сильным и добрым. Помочь ему не шататься от ветров настроений, не мотаться Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология


Комментарии

Доверяй, но проверяй — вообще полезный и правильный принцип. И прилагается ко всем сферам жизнедеятельности.


У слова популярный есть еще и другое определение — общедоступный.


Любая наука, и психология в том числе, в принципе самодостаточна и замкнута  на себя.


 


Что, в случае с психологией, как-то неестественно. 


Я вполне понимаю тоску по аторитету — … британский психолог...,… доктор психологических наук, автор многих статей...,… известных специалистов..., однако, к сожалению, изучая природу человеческой психики, ученный, зачастую, забывает зачем он это делает.


Он уже достиг нирваны, и процессуальное удовольствие вытеснило желание результата.


Очень подходящий персонаж — психолог из сериала — "Обмани меня".


Специалист, для которого люди вобщем то и не существуют. Есть только реакции, конгруэнтные либо нет.


И вы правильно указываете — … далеко не каждый учёный или практик в состоянии писать простым и понятным языком...


Есть высказывание, ктоторое приписывают Энштейну — "Ученный, который не способен обяснить, шестилетнему ребенку, чем он занимается — шарлатан".


Выводы сделайте сами.


Думаю в этом и есть источник, такого колличества, популизаторов психологии.


Психология, как наука, очень молода.


А вот житейская психология, не как наука, а как явление — возрастом равно человечеству.


Поэтому, есть специалисты — которые не могут помочь, и есть "бабушки" — которые помогают. Обратная корреляция также существует.


В любом случае, принцип, указанный в вашей статье — верный. И замечу, из арсенала — житейской психологии.


14.09.10