Это странное слово - гордость... - блог №1138584

Сегодня на одном из ресурсов посмотрела ролик в Дэвидом Духовны, в котором якобы он представлял, как бы жил и мог бы реализоваться, если бы родился в… России… И были там слова: «Вам есть чем гордиться»… Правда, в итоге сказаны они были на фоне бутылки пива... 
Стало грустно. Потому что всё начиналось так проникновенно и чисто, а свелось к рекламе…Снято хорошо, слова какие-то были симпатичные вначале, а потом...
Но про что я?
Про гордость...
Вот именно, про гордость. 
Задумалась и решила тут поразмышлять на эту тему.
К гордости у меня какое-то двойственное отношение. Вроде бы ничего в ней такого уж плохого и нет, но и абсолютной уверенности в «хорошести» этого чувства у меня тоже нет. Естественно, поинтересовалась мнением разных уважаемых людей и нашла такие же неоднозначные отношения...
Радищев и Толстой тоже как-то предвзято к этой эмоции относились. В некоторых случаях гордость сравнивают с гордыней, которая вообще считается смертным грехом... 
Ну, насчет вообще грехов и прочих неправедных дел сейчас говорить не буду, а вот с гордостью хотелось бы разобраться.
Есть такие устойчивые выражения: национальная гордость, профессиональная гордость, ну, женская гордость и мужская тоже… Короче говоря, иной раз мы говорим эти слова. Говорим… А что при этом чувствуем? 
Например, что я чувствую, когда говорю - национальная гордость… Нет, не так… Национальная Гордость! Вот как! Ну, и что я чувствую? И главное, когда? 
Вспоминаю…
Олимпиада в Сочи! Открытие… Всё красиво, торжественно, монументально. Вижу. Слышу. Нравится.
Я рада, что кому-то что-то удалось. Художникам. Программистам. Спортсменам. Артистам. Людям! Нашим! Разным. Людям Нашей Страны. Строителям. Инженерам...
А горжусь я? Не знаю. Не могу сказать однозначно, что это чувство — гордость. Радость. Да. Но гордость...
Нет. Не могу сказать однозначно. Я рада, что им удалось то-то и то-то. И я огорчаюсь, когда что-то кому-то не удалось, например…
Но причём тут определение — «национальная»? С команде России было много спортсменов вовсе даже не русских… Так что с этим я совсем запуталась...
С профессиональной гордостью тоже много непонятного... Тут вообще всё больше всплывают кадры из фильма «Большая семья», где про гордость особенно профессиональную, много сказано и показано… А в жизни? А в жизни сейчас на слуху одно слово — профессионализм. И всё. Этим всё сказано. Про гордость как-то даже и не думается в этой связи. 
Про женскую гордость и про мужскую тоже — писано и говорено —  большой вагон и маленькая тележка разных слов… Но сводится это к одному, — гордые, значит, неприступные… типа скалы или горы высокой...
И тут на память почему-то приходит:
… Сняла решительно пиджак наброшенный,
Казаться гордою хватило сил.
Ему сказала я: «Всего хорошего!» —
А он прощения не попросил...
И вот спрашивается, что это за гордость такая? Что это за штука, которая называется одинаково, а в душе совершенно чувства разные? 
Да, я живу в России. Каждый день я вижу и слышу многих людей… Но многого я не вижу и не слышу. Не знаю.
Горжусь ли я, что живу в России? Не знаю. Я никогда не думала об этом. И когда слышала начальные слова ролика с Дэвидом Духовны, задумалась... 
Да, здорово, что в нашей истории есть славные страницы. Да, прекрасно, что Гагарин полетел в космос. Я помню тот день и помню, как мы все радовались (!). Да, я люблю Москву… Не знаю, почему… Просто чувствую, что это мой город… Мне нравится, что я могу запросто пройтись по его улицам... 
Да, я ценю то, что у меня есть… Да, я порой огорчаюсь, когда у меня что-то не получается… или получается не так, как ожидалось, как хотелось… Ну, так в этом же и есть мудрость жизни... 
Я меньше всего думаю о том, горжусь ли я тем, что я русская, что живу в России. Просто в паспорте у меня написано, что я русская и прописка там тоже — обычный номер квартиры в российском городе… И всё...
Я принимаю это, как данность, но гордости, как таковой не испытываю...
А надо?

Дополнение автора от 03.08.14 21:16:42
За Родину не стыдно…
Стыдно бывает иногда за себя и некоторых людей… близких или незнакомых… Просто потому, что я сама или они не оправдываем моих же (!) ожиданий… И не обязаны, кстати...
А Родина — это что-то такое большое, необъятное, неизвестное…
А тот городок, в котором я родилась — Малая Родина — не блещет красою, но всё равно в моём сердце занимает уютный уголок… Я не горжусь Родиной, я её люблю… просто так… потому что я тут живу…
Опубликовать в социальных сетях

Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Самопознание и развитие


Комментарии

Полезный блог!!! "+1"
03.08.14
Я горжусь своими сыновьями… добрыми… порядочными… Дочерью… мудрой и нежной.Собой… что вырастила таких детей… А вот гордиться чем то эфимерным… не знаю…
03.08.14
Интересно!
03.08.14
Прочел, понравилось однозначно! И подумал — а может в этой самой «гордости» есть что то ущербное? Ну типо «последний бастион». «сняла решительно»: все плохо, отношения не сложились, но гордость выступает последним способом  сохранить самоуважение. Можеть быть надо жить так, что бы не было стыдно, в том числе и за Родину, тогда и не нужна будет «гордость»?
03.08.14
Подписываюсь под каждым твоим словом и отношусь без фанатизма к таким высоким понятиям, как национальная гордость или профессиональная… Наверное, это уже мудрость. Ближе всего и понятнее для нас гордость за наших детей.  Их успехи, достижения — и  тогда понимаешь, что именно они и есть продолжение тебя. Это предметно.
03.08.14
Спасибо, что разбудили )))
Если гордость не путать с гордыней, то лекео перепутать с высокомерием (мужским и женским). Гордость не относится с личным достижениям, Гордость — это Справедливость по отношению к достижениям других. «Можно гордиться дедами, отцами и братьями отдавшими жизнь за потомков — это Гордость!
Нельзя гордиться тем, что я такой-то или я сделал вот это… — это уже из другой категории.»
Саранцев ©
03.08.14
А, может, гордость рождается в ответ на какое-то сверх усилие, на преодоление?
+1
03.08.14
Сейчас на сайте
Нина, как всегда — тонко, светло, душевно...
Спасибо а размышлизм, есть над чем задуматься
03.08.14
Спасибо, Нина, за статью! Действительно, самое главное, чтобы человек был хороший! И неважно где он живет, и в «рамках» какой системы.
03.08.14
На эту тему размышляю тоже.И странно слышать: Я горжусь.что я поляк, грузин, русский, и т.д.Слышала, что афро -американцы называют американцев с белой кожей «белый мусор»и гордятся своей темной кожей. Гордость   предполагает унижение «другого».В любой гордости присутствует сравнение: хуже-лучше.Людям свойственны слабости.Не случайно в «лихие 90-е появилось много „дворян“ И гордость, которая „подарена “ рождением  это „худший “из видов гордости.
03.08.14
Не привыкли мы гордиться, не американцы мы......
Нам ближе «Я не люблю», как пел В.Высоцкий  mirpesen.com/ru/vladimir-vysockij/ja-ne-ljublju.html
03.08.14

Спасибо.  Интересные мысли Ваши.

Я считаю, что гордость  - это чувство, такое же как и другие — оно направлено лишь внутрь нас.  и относится оно только к самому себе.  Можно либо гордиться собой, и значит быть воодушевленным и счастливым,  либо отрицать, свои достоинства и достижения — и томить себя в поисках истины и счастья.  

К другим наша личная гордость ни имеет никакого отношения.

03.08.14
Если говорить про гордость за свою страну, то для меня это слово связанно с определенным чувством сопричастности к силе, мощи, достижениям страны в целом, ощущением, что я являюсь частичкой этого «организма»....(это, кстати, в какой-то мере, можно сравнить с болельщиком, допустим, футбольной команды:).
И хочется отметить, что в последнее время это чувство стало все более крепнуть, это приятное чувство и я рад, что сейчас его так пропагандируют, рад достижениям страны, ведь, так хочется сказать — НАШИМ достижениям, мы команда:)
04.08.14
Благодарю Ниночка!
Очень хорошо блог!
04.08.14
Да, вот если чувствовать себя с кем-то командой и ощущать сопричастность какому-то значительному действию, тогда, действительно, эта эмоция очень похожа на гордость, т.е. удовлетворением достигнутого… Согласна, Евгений. Тут никакой заносчивости и высокомерия, тут радость… Да! 
04.08.14
Я думаю, что ЛЮБОВЬ — это самое прекрасное состояние сердца по отношению и к человеку, и к Родине. А гордость — порождение всех пороков.
04.08.14
Спасибо за интересные размышления, Нина. На мой взгляд гордость бывает разная, как Вы и описали и в одних случаях она окрашена с эмоциональным посылом со знаком  минус, а в других положительно, со знаком плюс, по этому нельзя дать этому явлению однозначную оценку!
04.08.14

Великолепно…… не задумывалась о том, что такое слово как гордость подобно слову любовь. Действительно, что без любви невозможно прожить…… Любовь это самое важное и дорогое что имеет человек. Спасибо за столь замечательный блог. От меня +1

04.08.14
+1

Вопрос серьезный, в нем важно разбираться. Гордыня действительно является смертным грехом, и не потому что люди от нее умирают (хотя она реально укорачивает жизнь, укрепляя человека в невежестве, в иллюзии и самомнении), а потому что ОНА ПОЛНОСТЬЮ БЛОКИРУЕТ ТВОРЧЕСКОЕ, ДУШЕВНОЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА. Поэтому этого «зверя» надо знать в лицо.

Я для себя этот вопрос решил так:

1. Гордыня — это однозначно плохо. И гордыня — это когда человек, сравнивая себя с другими, начинает осуждать и критиковать других людей, считая их недоделанными. Таким образом человек возвышается над другими в созданной им иллюзии, то есть он удаляется от истины. А истина такова — мы все (от бомжей до президентов) являемся неотъемлемыми частями Бытия (Жизни, Бога). У всех нас одинаковый потенциал, и перед Творцом мы все равны, несмотря на то, что каждый из нас по-разному реализует свой потенциал. Тем не менее, необходимо уважать всех и каждого, необходимо уважать даже глупых и фрустрированных людей. Они не хуже нас, мы не лучше их. Просто у нас свои уроки, у них свои. Вот и вся разница между нами.

2. Гордость — это однозначно хорошо. Гордость — это когда человек сравнивает себя в настоящем с сбой в прошлом, и видя разницу оценивает свой прогресс как ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ. Это всегда хорошо — ПОНИМАТЬ, ЧТО ТЫ СТАЛ БОЛЕЕ УМИРОТВОРЕННЫМ, ЗДОРОВЫМ, МУДРЫМ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ, БОЛЕЕ СПОСОБНЫМ СОЗДАВАТЬ СЧАСТЛИВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, БОЛЕЕ ПРОЦВЕТАЮЩИМ. Всегда приятно осознавать, что ты реализуешь свой потенциал, а не гробишь его. Гордость всегда сопровождается тихой, светлой радостью, удовлетворенностью в самом себе, когда человек ведет правильный образ жизни, когда раскрывается его творческий потенциал и у него все получается.

ИСКРЕННЕ ГОРДИТЬСЯ ЗА ДРУГИХ (за футбольную команду, например) — НЕВОЗМОЖНО. Это ложная гордость. Гордиться можно только за себя, и за все то, к чему ты приложил свое участие и свой труд.

Это может быть и гордость за страну, если человек вышел на уровень принесения пользы (блага) на уровне страны. Это может быть и гордость за футбольную команду, если ты ее тренер или непосредственный участник команды. Это здоровая гордость.

Желание же гордиться чужим достижениями, к которым ты сам непричастен — это болезнь сознания.
04.08.14
04.08.14
Согласна, что гордость скорее синоним радости.

«Гордость и тщеславие — разные вещи, хотя этими словами часто пользуются как синонимами. Человек может быть гордым, не будучи тщеславным. Гордость скорее связана с нашим собственным о себе мнение, тщеславие же — с мнением других людей, которое нам бы хотелось, чтобы они составили о нас.»  (Джейн Остин «Гордость и предубеждение»)
04.08.14
Интересные рассуждения, спасибо. Очень личные. Думаю, что гордость, как и некоторые другие известные нам по литературе чувства, редуцируются в постиндустриальном обществе. Похоже, что гордость локализуется постепенно на все меньших социальных образованиях: страна-город-семья-мой ребенок. А начало процесс берет все же внутри каждого индивида — «гордиться за себя самого» — это не очень «модное» чувство. Но без него не может развиться как следует ни гордость за ребенка, ни гордость за мой город или страну… Вероятно, гордость за себя является чем-то весьма фундаментальным, тесно связанным с уверенностью, самодостаточностью, и обусловленная мощной поддержкой ближайшего окружения. А главное — это чувство не появляется в связи со сравнением себя с кем-то другим. Как только появляется намек на сравнение — «я лучше, чем… » — «мы лучше, чем...» — тут гордости не остается — это как раз гордыня и есть.
04.08.14
Да, интересный блог и ролик тоже видела. Действительно очень не приятно, что это просто реклама.
Больше всего мне понравились Ваши слова: «Я не горжусь Родиной, я ее люблю...»
Наверное гордость за Родину приходит тогда, когда живешь далеко от нее и кто-то из иностранцев хвалит твою Родину. Да, это очень приятно, но это даже не гордость, а чувство радости за свою страну. Возможно, нам с Вами не понять, что такое гордость и гордыня. :) Ну и слава Богу.
04.08.14
Очень честный взгляд! Я в свое время тоже для себя долго разбиралась с определением «гордость». И поняла, что быть гордой — это плохо, а гордиться чем-то или кем-то — хорошо потому, что это как раз и означает радоваться за кого-то, за что-то!
04.08.14
Мне кажется гордые- это не неприступные, а знающие себе цену, имеющие достоинство. А что у нас сейчас происходит- американизация.
05.08.14
Очень мудрый блог и животрепещущая тема. Спасибо, Нина!
Что касается гордости, мне кажется, она в узком смысле скорее качество негативное («я такой крутой/ красивый/ умный/ богатый/ успешный и я этим горжусь»). К такому человеку и подойти не решишься. Людская привлекательность в простоте: да, успешный, да, умный и богатый, и красивый, но при этом «свой», готов помочь и не гордится собой. Национальная же гордость действительно больше похожа на радость: выиграли наши (и не так важно, кто в составе национальной сборной) и радость иногда до мурашек. Это разве гордость? Может быть, просто умение человека сопереживать, в том числе успехам своей страны и ее граждан?
А женская и мужская гордость вполне заменимы обычным человеческим достоинством. Такое вот мнение:)
+1, Ниночка, пишите еще!
05.08.14
Благодарю+++
05.08.14
Замечательно все описано!!! Согласна полностью! +1
05.08.14
Гордость… глупость… на одну букву. Все больше склоняюсь к мысли, что это манипуляция, ловушка, инструмент борьбы.
Можно представить себе стол с аккуратно расставленными предметами, с вазой скромных полевых или дачных цветов на столе. Все красиво, просто, умиротворительно, настраивает на хорошие мысли, дела. Может и гордость как-то скромно проявится.
Или: представить роскошный стол с хрусталем, изыском и шикарным букетом из салона. Бизнес одних питается тщеславием других… недолюбливаю за это 8 марта, как и многие другие праздники. Гордость, как оружие буржуазии.
Можно представить стол в логове алкашей, стол заваленный объедками, окурками, с пролитым вином и т.д. О чем там говорят, чем гордятся, что доказывают друг другу? Можно и вилкой в глаз… и везде присутствует гордость. Гордость одних бьется с гордостью других, чтобы гордиться своей победой. Примерно в таком духе сейчас проходят дни на Родине — большой, малой — не важно.
Сложно все.
06.08.14
Гордиться чем-то хорошим-это плюс, тому, что достигли высот, в остальном гордость в сторону, это ни к чему.
09.08.14
Нина, спасибо...
Заставили задуматься, в очередной раз поковыряться в себе.
Гордость — очень непростое понятие, и я неоднократно задавалась вопросом, что же это для меня, но не находила однозначного ответа. 
Ведь если воспринимать буквально, узко, то гордость — это ближе к тщеславию, а если шире, то можно найти целый спектр эмоций — вплоть до счастья, восторга, любви.
Сейчас, читая Ваш блог и размышляя над ним, пришла к выводу, что важное значение для меня имеет — каков повод для гордости, ее объект, и где я ставлю ударение в ключевом предложении, описывающем эмоции. Например, «Это Я сделала» — гордыня, тщеславие; «У меня ПОЛУЧИЛОСЬ!» — восторг, радость; «Ура, НАШИ ПАРАЛИМПИЙЦЫ победили!» — все-таки восторг, восхищение и… я бы сказала, что есть некая сопричастность, которая ощущается как гордость именно за свою нацию. Если бы победили, например, американские спортсмены — каюсь, гордости я бы не испытывала. Восхищение и восторг — да, а гордости — нет.
Мне кажется, библейское толкование гордости очень конкретное, точное (гордыня, тщеславие), однозначно ассоциируется с грехом, а вот понятие, которое живет в социуме — как-то очень разрослось, стало намного шире и может характеризовать очень разные состояния души, широкий спектр эмоций. Допустим, родитель гордится победой ребенка в… Международном конкурсе духовной песни (кстати, случай из жизни). Что это?
Может быть — тщеславие. А может быть — ликование, любовь, восторг, радость за близкого человечка, счастье от его счастья, потрясение от невероятного результата, заслуженного годами тяжелого труда? Трудно понять, что же это в сумме...
Мне кажется, результирующая может оказаться как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Когда гордость представляет собой этакий фонтан чувств, то вся подноготная действительно одному Богу известна…
05.09.14
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store