ОДИН ПОСТУПОК С РАЗНЫХ СТУПЕНЕЙ

Беседуют трое. Речь зашла о парковке на местах для инвалидов.

Первый собеседник: — Я никогда не паркуюсь на местах для инвалидов.

Второй собеседник: — Ну, ты-то понятно почему. Я тоже нет, но просто боюсь.

Первый собеседник: -?

Второй собеседник: — Боюсь. Примета плохая. Вдруг чего...

Третий собеседник: — Странные Вы… Я тоже никогда не паркуюсь на этих местах — штраф не хочу платить — денег жалко.

Три человека совершили один и тот же поступок: не поставили свои машины на места для инвалидов. Но что двигало ими? Поступок, поведение человека нельзя понять (а уж тем более брать на себя ответственность его оценивать) без того, чтобы понять его мотивы, цели. Дать ему высказаться, выслушать его размышления, объяснения. Получается, что к такому внешне «правильному» поступку все пришли разными путями, руководствуясь разными принципами. Так какими же?

Первыми законами, объединяющими общество людей, были законы морали. Что же такое мораль?.. «Мораль- это сложившийся и признанный обществом свод правил и норм, необходимых людям для того, чтобы существовать вместе и учитывать не только свои личные интересы». Поддерживается она личным убеждением (совестью) и общественным мнением (« Так принято»).

Такие правила могут базироваться на религии (библейские заповеди), на идеологии государства («Кодекс строителей коммунизма»), на национальных обычаях. Но распространить их на всех и официально закрепить невозможно.

Иногда понятие морали соединяют с понятием нравственности. Но это не одно и то же.«Нравственность— есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Нравственность основана на свободной воле». А в нашем случае что? Кто свободен в своем выборе?

Многие ученые занимались изучением нравственного развития. Например, Л. Колберг (1976). Он выявил несколько уровней.

Сначала ( доконвенциональный уровень) ребенок начинает следовать правилам, боясь наказания., потом выполнение правил приводит ко взаимному обмену: «ты- мне, а я –тебе» и возможности получить вознаграждение.

На следующем уровне (конвенциональный) сначала человек начинает делать то, что нравится другим, то есть подчиняться, чтобы понравиться. А затем приходит понимание о необходимости выполнения законов, чтобы избежать чувства вины.

И только на третьем уровне (постконвенциональный ) к человеку сначала приходит осознание необходимости исполнять законы, чтобы сохранить уважение других и, таким образом, достичь самоуважения. И только потом человек начинает жить и действовать ( или не начинает!) согласно этическому принципу: « Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой».

Интересно, что для развития нравственности и перехода на другой уровень необходимо соблюдение двух условий: повышение интеллектуального уровня и стимуляция из внешней среды ( то есть общение).

По Колбергу, нравственное развитие только начинается с подчинения правилам. Правилам, которым нас учат ( или должны учить?) родители, школа, ВУЗ, соседи, друзья, общество в конце концов. Как у нас с этим сейчас? Это тема для продолжения разговора.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Марина

Я люблю людей. Я умею слушать и услышать, услышать и понять, понять и помочь.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Самопознание и развитие


Комментарии

Здравствуйте, Марина. очень важная тема. На мой взгляд, к сожалению, сейчас многие не доходят до третьего уровня. Но бывает и еще хуже. Ведь в девиантных группах, зачастую уважение и самоуважение достигается за счет нарушения законов и общепринятых моральных устоев.   
09.10.14
Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, вы открываете кран и из шланга поливаете ВСЕХ обезьян очень холодной водой. Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомитЬся бананом. Те же действия с вашей стороны. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа. А теперь уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она увидела злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся. Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом). И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан. Почему? Потому что тут так принято…
14.11.14
Мне импонирует идея о взаимосвязи уровня развития общества и количества законов. Т е чем выше развито население, тем меньше требуется правил (законов). В этом контексте наша ситуация весьма печальна.
14.11.14
Марина, спасибо за блог! Тема актуальна на все времена, буду ждать продолжения :)
22.12.14
 Есть над чем задуматься. Спасибо, Марина!
11.04.15
Спасибо, Марина! Это очень актуальная тема для нашего общества.
05.11.15