Общаться в чате

Быть собой. Цена вопроса.


Один из самых популярных продуктов психологического рынка, поддерживаемый сотнями публикаций в интернете, состоит в призыве «быть собой», «обнаружить себя и свои желания», «стать аутентичным».

Фактически, если человек сегодня обращается к психологу не в остром кризисном состоянии, когда хочется, чтобы просто меньше болело, его запрос так или иначе будет вращаться вокруг пресловутого «нахождения себя».

И тут не поспоришь. Вряд ли имеет смысл, да и просто невозможно, заниматься иными вещами, если то самое «себя» клиентом не обнаруживается.

Но есть нюансы, о которых хорошо бы знать человеку, предполагающему посвятить немалую часть времени жизни, денежных и эмоциональных ресурсов этому поиску.

Искомое «себя» преподносится (и, что гораздо хуже – воспринимается самим человеком) как шоколадная конфета в сложноустроенной упаковке.

Вроде как достаточно разгадать головоломку, отыскать ключ или подобрать верную дозу динамита для подрыва тюрьмы, в которую заключен заветный «я» — и, под элегантно развернувшейся оберткой, за распахнувшейся тяжелой кованой дверью, на худой конец — среди обломков тюремной камеры, вдруг… Яркими и радостными красками распустится цветок папоротника, заблестит Священный Грааль «себя настоящего». А затем, в полном соответствии со сценарием, он выполнит заветные желания, подарит счастье, наполнит жизнь смыслом и возможностями.

Так вот — увы..

Сложность даже не в том, что обнаруженный Грааль, скорее всего, окажется малознакомым человеческим существом неизвестно какого (обычно – маленького) психологического возраста, полным боли и других неприятных переживаний.

В конце концов, прожить боль и выплакать слезы – отнюдь не самое страшное, что может случиться с человеком. Для этого требуется мужество и некоторая доля доверия психотерапевту, но вообще-то избавление от напряжения – это в плюс. Да, дискомфортно переживать моменты «оттаивания» затерпшей души, все эти выламывания и выкручивания от ранее зажатых эмоций. Однако облегчение и количество освобождающейся энергии вполне того стоит.

Намного менее приятный сюрприз – то, что найденный «себяшный цветок папоротника» зачастую может оказаться весьма обременительной вещью, как для самого владельца, так и для его окружения.

То, что раньше болело мучительной, но привычной мигренью или выкуривалось сигаретами, теперь раскрывается неудобным, мало уместным в «здесь и сейчас» желанием или, еще хуже – нежеланием. Явным. Ясным. Слышным. И – абсолютно непонятно, каким образом возможным к воплощению.

Оказывается, в «себе» есть нечеловеческое (просто таки зверское!) количество разнонаправленных стремлений, существующих одновременно, вроде желания завершить брак и сохранить его же — непременно.

Оказывается, силы «себя» вопиюще ограничены потребностями во сне, еде, отдыхе. Не говоря уже про ограничения вне «себя», которые чувствуются намного внятнее – и переживается сильнее. Все эти люди, которые хотят другого и иначе, все эти условия и рамки большого и неудобного мира, естественные – и так сложно переносимые препятствия на пути к счастью ценного, с таким трудом приобретенного «себя».

Цветок папоротника колюч и капризен в уходе, Грааль чрезвычайно сложен в обращении. Обнаруживая «себя», человек в ту же секунду сталкивается с необходимостью выдерживать мощнейшее напряжение разницы потенциалов между «собой» и «не собой», между разными частями себя и – левел ап! – постоянным поиском формы реализации этого напряжения.

Фактически, жизнь с осознаванием «себя» оказывается похожа на путешествие по канату с одновременным жонглированием хрустальными и железными вазами. Направление каната необходимо время от времени менять на перекрестках, которых зачастую нет, вазы – проверять на стеклянность, тестировать важность-неважность их сохранности, отслеживать возможности столкновения, искать варианты распределения их в ниши. На сегодня. Потому что завтра – будет иначе, завтра «себя», возможно, поменяется, «не себя» — поменяется совершенно точно.


Держать это напряжение и искать форму, безусловно, учат и на терапии в том числе.Сама организации психотерапии – относительно редкие встречи, условия работы, акцент на пребывании, а не на мгновенном делании – помогает понемногу наращивать способность «держать заряд», придавать ему форму и отправлять в лучшем для «себя» и наиболее безопасном (или наиболее разрушительном, зависит от задачи) для «не себя» направлении. Но это приходится выполнять самому человеку, никто не сможет сделать это за него – и это очень, очень непросто.

Цена «себя» огромна, и результат не гарантирован. С каната падают, вазы бьются и теряются регулярно, осколки ранят. И да, иногда процесс или результат приходят в соответствие «себе», принося огромный кайф. Но в целом, «найти себя» – это просто больше шансов стать довольным, занятие ничуть не проще, а иногда – намного сложнее «безсебяшной» жизни.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Людмила Марченко

Добрый день! Я практический психолог, аккредитованный гештальт-терапевт (МГИ). Основные темы работы - жизненные кризисы и потери, проблемы идентичности, личных и детско-родительских отношений.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология


Комментарии

Спасибо, интересно. И право, призыв «быть собой» может многое скрывать. 
А используя лишь фразы, считая что суть их постигнута, не подтвердив же соответственным опытом, практиками… это ж прямая дорога к психотерапевту в срочном порядке или к другим специалистам, смысл похож.
01.03.16
Интересная статья, спасибо, Людмила. Наверное надо начинать с того, что остановиться и вспомнить,- где же человек видел себя самого в последний раз?)
01.03.16
Людмила, спасибо за полезную информацию.
03.03.16
Это путешествие по канату может стать гораздо более предсказуемым и уверенным, если физически чувствовать притяжение впереди. 

08.03.16