Общаться в чате

Влияние стереотипов на выбор карьеры в науке

Одна клиентка, молодая девушка студентка 3го курса факультета АСУ (автоматизированных систем управления) Томского Государственного Университета Систем Управления и Радиоэлектроники в ответ на вопросы о своей внешности и стиле рассказала мне такую историю:

«В один из первых дней обучения у нас была лекция по введению в специальность, которую вел старый профессор. Он окинул взглядом аудиторию, в которой было около 120 человек и громко сказал: «8 штук» Ровно столько девушек было в аудитории…

На другой лекции, другой старый профессор, когда парни не спеша отвечали или не могли ответить на его вопрос, говорил им, что надо лучше готовиться к занятиям. А если на вопрос не могла ответить девушка или она просто не могла быстро ответить, то он громко говорил, что эта наука не для девушек и эта девушка еще одно доказательство его слов…

После этой лекции я перестала пользоваться косметикой. Помада только гигиеническая.

Еще один преподаватель, при молчании студентки вместо ответа на его вопрос сказал, что он надеется, что её мечта осуществиться и до 3го курса она выйдет замуж и уйдет из университета… Займется чисто женским делом и освободит университет от бремени…

В течении первого курса, я полностью сменила стиль в одежде.Я стала одеваться в серое и черное, в основном брюки, короткие юбки полностью исчезли из моего гардероба.

Сейчас я на третьем курсе и девушек осталось четверо…»

Если зайти на математический или физический или технический факультет любого университета в России или в любой другой стране, то можно легко заметить, что девушек там мало, что на первом курсе, что на третьем…

С 2000 по 2006 год у меня был образовательный центр в гТомске. Я сотрудничала с 8 школами и это были разные школы: 2 в спальных районах города, 1 в не благополучном районе города, 3 пригородные и 2 лучшие школы города. Одной из задач было тестирование способностей и склонностей школьников средней школы – 5 – 8 класса. И во всех школах результаты тестов показывали, что мальчики и девочки равны в своих математических способностях. Мы тестировали способности для того, чтобы знать, как влияют занятия в центре на развитие способностей и для предоставления тестов школьным психологам.

Примерно в тоже время, на другом конце света в университете штата Мичиган, проводилось научное широкомасштабное исследование старших школьников и студентов. Целью исследования было выявить гендерные предпочтения для карьеры в науке. Почему парни выбирают делать карьеру в одной области, а девушки в другой? Что влияет на этот выбор?

Исследование способностей в далеком университете Мичигана подтвердило и моё тестирование: парни и девушки имеют равные способности. Но на выбор профессии влияют стремления. Как выявило данное исследование, у девушек больше стремлений работать с людьми. Математические и технические науки воспринимаются девушками как теоретические, даже можно сказать «сухие».

Данное исследование выявило интересные цифры на то время: при выборе карьеры в науке, девушки предпочитают исследования в социологии, медицине, биологии. Среди биологов 42% женщин, 63% среди психологов, а вот среди физиков и астрономов женщин только 9%.

Ношение юбок и использование косметики не означает, что девушка полный ноль в математике. Но макияж и платье несовместим со стереотипом о том, как должен выглядеть серьезный математик.

Подвергаясь давлению огромного количества стереотипов и предрассудков, девушки придумывают себе правила поведения. Например, не использование косметики и отказ от ярких цветов в одежде.

Мужчины обращают внимание женщин на несоответствие женской роли и математических достижений. Поэтому карьеристки математики или информатики предпочитают забыть о туши для ресниц и платьях. Вряд ли, они хотят услышать мнение о собственной некомпетентности только потому, что накрасили губы или одели красивую кофточку. Они ценят свою карьеру и не хотят подвергать её опасности.

Результаты этих исследований были опубликованы в 2006 году. За 10 лет мир изменился и мы с вами можем наблюдать все больше женщин в «мужских» областях знаний, которые, к тому же, успешно справляющиеся со своей женской ролью. Мы видим, как мужчины принимают женщин в «своих» областях науки.

Что же по поводу моей клиентки? Заканчивали курс из более, чем 120 человек всего 26 и 2 из них были девушки, одна из которых моя клиентка. Через 2 года после окончания университета она вышла замуж за бывшего однокурсника и они до сих пор вместе и растят замечательную дочку.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Лана Золотарева

*** БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ, ЛЮБИМЫМ и ЛЮБИТЬ это наша обязанность, право и цель. Давайте разбираться как. *** Помогу найти причины негативных событий и привлечь радость *** Объясню *** Научу *** Перед обращением читайте профиль полностью *** только ПЛ Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Профессия и карьера


Комментарии

интересно
в процентном соотношении, парней больше из института ушло за время учебы :) и без губной помады справились :)
27.11.16
Да, все правильно, мода сейчас на широкие брови… и идет или нет, вопрос не стоит-рисуют все.
27.11.16
Просто Рождественская история с чудесным концом!

А я подумал о двух странных вещах: о том, что подростки и молодые люди — что женского, что мужского пола — в большинстве своем стремятся демонстрировать свою независимость и не подчиненность требованиям взрослого мира, то есть казалось бы — готовы отказываться от навязанных обществом стереотипов, НО — одновременно они же по сути своей являются в основном конформистами в крайней степени — следуя мимолетным веяниям, которые мгновенно охватывают подростково-молодежную массу — что в музыке, что в одежде, подчиняясь довольно нелепым тенденциям и часто навязанным СМИ кумирам — такое вот расщепление. И это расщепление не позволяет им в массе своей действительно что-то созидать, отвергая устаревшее, к сожалению. Поэтому любые подростки носят внутри себя готовность подчиниться всем взрослым требованиям, зачастую не менее нелепым, чем подростковая мода.
И второе — замечено и говорят, подсчитано: в 1 класс школ приходят удивительно талантливые в разных сферах дети, как губки впитывающие все вокруг, процент детей с прекрасными задатками крайне высокий — не берусь вспоминать число — но значительно больше 50-ти. А вот к 10-11 классу процент талантливых детей в школе падает ниже десяти. И школу заканчивают в массе своей довольно серые молодые люди. Куда исчезают таланты? Как радуга превращается в серый цвет? Это — пожалуй, про стереотипы в сфере образования, разящие наповал!
27.11.16
Полезный блог!
27.11.16
Сейчас на сайте
Благодарю! Интересно, как всегда!
27.11.16
27.11.16
Спасибо! Очень интересно!
27.11.16
Я всегда против навязанных стереотипов везде — и в обществе и в семье, т.к. считаю, что каждый человек это индивидуальность! Не зависимо — красиво ухоженная молодая девушка, женщина, с красивым макияжем и в моднон стиле одежды, может быть выдающимся физиком, математиком, астрономом ученым и т.п., и в то же время «серая мышка» женщина может быть талантливой актрисой… Все зависит и заложено в самом человеке как женщине, так и мужчине! Это моё сугубо мнение…
27.11.16
Сейчас на сайте
Современные технологии рушат многие стереотипы. Все границы у нас в голове, а мир безграничный. МЫ ЕСТЬ ТО, ЧТО МЫ О СЕБЕ ДУМАЕМ. Спасибо, Лана!
27.11.16
Ну, видимо, многие помнят учебник по теории вероятности Е.Вентцель, автор которого к тому же оказалась и известной писательницей И.Грековой. Есть и другие примеры нарушения гендерных шаблонов. Тем не менее, говорить о равных способностях было бы опрометчиво. О каких способностях идет речь? Ведь структура способностей разная, что и закреплено в шаблонах, хотя это никак нельзя интерпретировать как чьё-то превосходство в целом. Но, поскольку речь идет о профессиональном выборе и о карьере, то стоит все же подходить более дифференцированно. Мне кажется, что эта тема еще ждет более серьёзных исследований.
В 60-70-х годах продолжительный лонгитюд на эту тему проводился в ЛГУ под руководством Б.Г.Ананьева, но после его смерти результаты так и не были нормально обобщены.
Что же касается практики, то помимо способностей есть много факторов, искажающих картину. Среди победителей олимпиад действительно подавляющее большинство мальчиков, хотя по оценкам — наоборот. А пациентка, с которой началось повествование, видимо, испытывала некоторые трудности, обусловленные ее личностными особенностями. Мало ли чего преподы не наговорят за пять лет. Не обязательно все принимать на свой счёт.
А стереотипы — это вполне разумно, это обобщенный опыт. Только если без фанатизма.
27.11.16
Стереотипы нам навязывают с детства.И это просто беда нашего общества.Человек не всегда может реализоваться — просто потому что не понимает себя.
27.11.16
Интересно).
Спасибо, Лана.
Все же подавляющее число женщин ориентированы на отношения, женщина-гуманитарий гармоничнее, чем математик).
Хорошо, что из всех правил и закономерностей есть исключения.
28.11.16
Ох уж эти стереотипы и шаблоны… Спасибо за статью, Лана!
28.11.16
Лана, спасибо за статью. Что удивительно, я тоже закончила факультет АСУ, диплом защитила на 5)). Советую девушкам поступать в технические ВУЗы, там оооочень много мальчиков)). Ну, вы поняли о чем я...))) Кстати, в том же ВУЗе мой муж защитился на троечку((.
29.11.16
Ну, вот, кстати, о стереотипах...
Написала довольно пространный текст тут, а внезапно компьютер решил, что ему нужно перезагрузиться, потому что, якобы, появилась какая-то проблема...
В итоге, всё, что я написала, конечно же, исчезло. Что бы я делала лет, например, двадцать назад? Хотя тогда таких «умных» компьютеров ещё не было… Ну, так в любом случае, я бы, в первую очередь, расстроилась и понавешала бы кучу разных ярлыков на все системы, в том числе и компьютерную… А нынче я спокойно восприняла эту ситуацию, предположив, что ничего просто так не происходит... 
Вот и текст тут появился совсем другой и идеи в голове родились новые...
Рассталась с одними стереотипами, появились другие.
Какие во благо — решать мне.
А кому же ещё?
29.11.16
Действительно,- юбка, платье или помада ну никак на уровень знаний не влияет. Математика вовсе не сухая наука, где нужно только что-то зубрить. Она живая. Если есть желание и мозг на месте, то труда не оставит любую науку освоить.
29.11.16
Спасибо Лана! Интересную тему подняли
29.11.16