Психологический стресс - что это такое?

Стресс… Вряд ли какой-то научный термин может похвастаться такой же популярностью и «долгожительством». Впервые введенное канадским ученым Гансом Селье в конце тридцатых годов, это емкое короткое слово давно перешло из научного словаря в бытовой, и вряд ли кто-то из нас не жаловался на стресс, не пытался объяснить свое или чужое состояние стрессом. Но все имеет и оборотную сторону. Утратив первоначальную строгость научного термина, слово «стресс» превратилось в «универсальное» объяснение и само успело обрасти целым рядом мифов. Когда же речь идет о здоровье, лучше иметь дело не с мифами. Итак, что же это такое – «стресс»? Для чего понадобилось вводить это понятие, почему оно обрело такую популярность? Правда ли, что стресс – это всегда зло? Как жить и справляться со стрессом?

Для начала придется кратко вспомнить историю открытия стресса. Английское «stress» буквально переводится как «нажим, давление, ударение». В 1936 г. Г. Селье обнаружил удивительный факт – каким бы ни было внешнее воздействие, при достаточной его силе у подопытных животных обнаруживаются однотипные изменения во внутренних органах. В медицине давно известно, что есть целый ряд симптомов, обнаруживающихся при самых различных заболеваниях – ломота в мышцах и суставах, общее недомогание, нарушения пищеварения, снижение аппетита и т.п. Сопоставление этих фактов и привело ученого к мысли о наличии единого процесса, которым организм отвечает на любое внешнее воздействие (Селье писал об «ответе на повреждение как таковое»). Большое влияние на исследования стресса оказали Вторая мировая война и последующее развитие техники, особенно авиационной и космической. Все более и более динамичным становилось само общество. Все большие и большие количества людей подвергались воздействию экстремальных нагрузок, причем не только физических, но и психологических, информационных. Все чаще оказывалось, что самой ненадежной частью сложных технических систем оказывается человек-оператор, последствия же аварий все чаще могли быть катастрофическими. Значение исследований стресса возрастало, и если первоначальная заметка Селье в научном журнале привлекла внимание только медиков и физиологов, то вышедшая в 1956 г. его книга «Стресс жизни» стала широко известной среди самых разных читателей. Очевидно, к этому времени относится и выход понятия «стресс» за пределы клиник и лабораторий. Каждый из нас получил новое слово для определения своего состояния.

Итак, уже ясно, что стресс – понятие очень широкое и многообразное. Различают множество его разновидностей, как по происхождению, так и по проявлениям. Сегодня мы остановимся на том, что называют «психологическим стрессом». Этот термин используется как для обозначения состояний, вызванных психологическими (информационными) воздействиями, так и для обозначения психологических проявлений стресса, вызванного другими причинами. Рассмотрим психологический стресс подробнее. Посмотрите на любое спящее животное, например, на кошку или собаку. Как бы ни был глубок их сон, их нервная и прочие системы поддерживаются в состоянии определенной активности, в том числе непрерывным потоком информации из окружающей среды. Достаточно появится новому важному раздражителю, как животное проснется. Известно, что при полном отключении большинства органов чувств подопытные животные почти непрерывно спали. Также на собственном опыте все знают, что заснуть в светлом и шумном помещении значительно труднее, чем в тихом и затемненном. Наконец, известно, что при длительном пребывании в условиях, когда внешние раздражители сведены к минимуму (эксперименты по пребыванию добровольцев в условиях почти полного отсутствия внешних раздражителей, длительное одиночное заключение и т.п.), у людей развивались обманы восприятия, эмоциональные расстройства и т.п. Таким образом, для нормального функционирования нервной системы (и прочих систем, управляемых ею) необходим определенный уровень внешних раздражителей, поддерживающих ее нормальный тонус. Как писал Г. Селье, «даже в состоянии полного расслабления человек испытывает некоторый стресс. Полная свобода от стресса означает смерть».

Попробуем представить, что произойдет, если приток раздражителей увеличивать. Сначала степень активности нервной системы будет возрастать. Беспредельно ли это раздражение? Очевидно, что нет. Есть некоторый предел силам организма, за которым дальнейший рост активности становится невозможным. Вспомните, как у детей состояние радости и восторга при дальнейшем росте переходит в капризничанье и плач, которые сменяются сном (т.е. защитной реакцией нервной ситемы, позволяющей ей восстановится). Если же продолжающийся рост внешнего воздействия делает сон невозможным, истощение нервной системы нарастает и в конце концов приводит к необратимым последствиям и в конце концов, к смерти. Помимо силы раздражителя, имеет значение также темп его роста. Внезапное воздействие сверхсильного раздражителя или очень быстрый его рост приводит к тому, что организм погибает, не успев включить все резервы и все защитные механизмы, в этом случае типичные признаки стресса могут отсутствовать. При постепенном нарастании раздражителя организм вначале повышает свои резервные возможности (каждому знакомо такое явление, как тренировка). Если же темп роста раздражителя превышает скорость роста резервов организма, срыв рано или поздно неизбежен.

Теперь, когда суть явления стала ясной, опишем ее с помощью специальной терминологии, что позволит в дальнейшем избежать длинных описаний. Итак, реакция организма на любое раздражение, называется стрессом, сам раздражитель – стрессором Последствия для организма зависят от силы и продолжительности действия стрессора, а также от резервных возможностей организма. До тех пор, пока стрессор не вызывает истощения резервов организма, его действие приводит к повышению тонуса нервной и других систем, и, как следствие – к повышению работоспособности, сопротивляемости и др. Подобное состояние называется эустрессом («хорошим стрессом»). Если же стрессор оказывается слишком сильным или действует слишком длительно, резервы истощаются, появляются различные нарушения в работе систем организма. Подобное состояние называется дистрессом («плохим стрессом»). Итак, не всякий стресс – зло, во многих случаях он жизненно необходим. Отличием психологического стресса является то, что в роли стрессора здесь выступают психологические и социальные факторы, т.е. в конечном счете, информация особого рода (информационный стресс). При этом их воздействие зависит не только от количества информации, но главным образом от ее значения для человека.

Для того, чтобы определить возможные способы противостояния информационному (психологическому) стрессу, предотвратить его перерастание в дистресс, возьмем в качестве модели такое привычное уже для нас устройство для работы с информацией, как компьютер. Каким образом можно повысить работоспособность компьютера? Самый очевидный и простой – поменять процессор на более производительный. Увы, человек пока лишен возможности провести такую операцию с собой. Другой способ – то, что называется «разгон процессора». Аналогичную операцию со своим мозгом проделывает каждый из нас, прибегая к стимуляции работы мозга с помощью различных веществ – от таких распространенных и вроде бы безобидных, как кофеин (чай, кофе, различные энергетические напитки), теобромин (шоколад, какао), до более мощных и, соответственно, опасных (которые, по понятным причинам, мы обсуждать здесь не будем). Какие недостатки у данного метода? «Разогнанный» процессор нуждается в интенсивном охлаждении, иначе он просто разрушится. Аналогом «охлаждения» в случае человеческого мозга является отдых. Непрерывное «подстегивание» нервной системы стимуляторами может привести к ее истощению. Другое неприятное последствие, свойственное мозгу, в отличие от компьютера – это развивающееся привыкание к этим веществам, которое в дальнейшем может перейти в зависимость. Третий способ повышения производительности – это использование более эффективного программного обеспечения. Поскольку человеческий мозг является самопрограммирующейся системой, этот путь наиболее естественный. С одной стороны, изменить программы, по которым работает мозг, вроде бы легче, поскольку для этого не надо знать языки программирования, а «простой и интуитивно понятный интерфейс» каждому из нас дала природа. С другой, так как каждый из нас одновременно является компьютером, пакетом программ, пользователем и программистом, в одиночку повысить эффективность собственных программ оказывается не всегда возможным (да и в случае с компьтером далеко не все пользователи могут вносить изменеия в программное обеспечение). Как же преодолеть эту проблему? Наиболее простой способ – использование готовых программ, т.е. поиск решения в литературе, разговорах с друзьями и т.п. Однако, поскольку индивидуальность каждого из нас несравненно выше, чем компьютера, то маловероятно, что такое готовое «программное обеспечение» подойдет Вам — как минимум, его надо настроить под Ваши задачи, да и научится им пользоваться. Так что во многих ситуациях консультация специалиста поможет получить нужный результат гораздо быстрее. Как Вы уже поняли, такими специалистами в случае человеческой психики являются психологи ипсихотерапевты. В чем различие между ними? Задачей психолога является обучение пользователя работе с имеющимися программами, их наладка, изредка – установка новых. Психотерапевт же работает на более глубоком уровне, который зачастую можно сравнить с «переустановкой операционной системы» (кстати, если развивать эту аналогию дальше, то легко понять, что врачи-психиатры занимаются в основном проблемами с нашим мозговым «железом», а неврологи и врачи прочих специальностей – разнообразной «периферией» нашего организма).

Итак, если Вы не удовлетворены работой своего «биологического компьютера» и хотите ее улучшить, то попробуйте проконсультироваться у психолога. Это не только поможет Вам решить текущую проблему, но и даст навык решения проблем, который может пригодится в дальнейшем.

 

 

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Полищук Мирослав

Привычные мысли ведут к привычным эмоциям и действиям, и это всех устраивает. . . до поры до времени. А всегда ли то, что привычно, правильно? Что происходит на самом деле? Зачем мы делаем то, чего сами не хотим? Вопросов, которые стоит себе задать, о Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Стрессы и травмы


Комментарии

Сейчас на сайте

Здравствуйте Мирослав.

Спасибо, очень познавательная статья!

18.05.12

Спасибо!

23.05.12
!S!WCRTESTTEXTAREA000000!E!
20.03.13

Браво, Мирослав!!! Статья хороша и актуальна)))

30.04.13

   Интересная статья, Мирослав!

12.06.13

Третий способ повышения производительности – это использование более эффективного программного обеспечения.

Психолог как источник лицензионных программ.

27.10.13

Большое вам спасибо за блог!!!+++

09.01.14
Сейчас на сайте

Отличный материал!!! "+1". От всей души, желаю творческих успехов и новых блогов!!!

09.01.14