Общаться в чате

Личная практика бодхисаттвы

В 11 строфе 37-ми практик бодхисаттвы говорится:

«Причина всех страданий – желание личного счастья.

Совершенными буддами становятся вследствие сильно развитого альтруизма.

Поэтому целиком обменивать своё счастье на страдания других – это практика бодхисаттв»

Практика этой строфы, наверное, одна из самых простых и самых сложных одновременно. Думаю, совершенствоваться в ней можно до бесконечности. Я живу  обычной жизнью, работаю, и в основном общаюсь с людьми в ходе своей работы или по дороге, поэтому для меня всегда интересно, как можно развивать практику именно в таких обычных условиях. Постараюсь просто перечислить, какие способы я использую, может быть кому-то это пригодится.

Для меня эта практика очень сильно связана с практикой шаматхи, мне кажется, что стабильность и спокойствие ума — это необходимое условие для того, чтобы успешно начать и продолжать эту практику. Возможно у кого-то есть другой опыт, была бы рада, услышать об этом.

 

1) Сталкиваясь с чем-то, что приносит мне удовольствие и счастье, приучаю себя делать паузу и подумать о тех, кому это также могло бы понравиться, и пожелать им тоже насладиться всем этим. С годами пришла к выводу, что главное — это действительно искренне делать это. Так как «все существа» не сразу становятся близкими и могут долго оставаться абстрактным понятием, если бы я начинала эту практику сначала, то начинала бы со своих самых близких людей или домашних любимцев, которым я легко и искренне желаю счастья, а потом постепенно и осознанно раширяла бы это понимание на все более и более широкий круг. Чтобы действительно чувствовать это желание счастья для других. Если это чувство действительно возникает, то, думаю, хорошо потом тоже сделать небольшую паузу и дать себе внутренне побыть в состоянии покоя.

2) Попадая в неприятную ситуацию, например, в ситуацию агрессии и/или недоброжелательства, если я могу оставаться спокойной, то приучаю себя желать окружающим меня людям также умения успокоиться. Чтобы это не показалось пафосным, открою секрет — я просто без раздражения думаю: «хорошо было бы, чтобы все успокоились» :). Если же эта ситуация захватывает меня также, как и окружающих, то ищу в себе искреннее желание умиротворения и способности распознавать настоящую природу неприятных эмоций для себя и для окружающих. В любом случае, рано или поздно наплыв эмоций проходит и тут тоже хорошо сделать внутреннюю паузу и дать себе побыть в состоянии внутренней тишины. Я не очень в этом преуспела, но такая пауза помогает не цепляться долго за такие эмоции и не тащить их за собой. Еще мне кажется, что и для здоровья такое «упражнение» принесет только пользу.

3) Если случается что-то очень для меня трагическое, то для меня работает все, что помогает сначала просто защищить ум от паники и по возможности вернуть его в спокойное состояние. Сколько бы времени это ни заняло. Тут может помочь «любимая» мантра, для меня очень хорошо сработало однажды повторение обета бодхисаттвы  и четырех безмерных. Главное, успокоить ум, а потом без отвлечений по возможности сосредоточиться на повторении мантры или пожеланий, понимая каждое слово. Как я думаю, такой способ может помочь отвлечься от глубины личного страдания и расширить свое восприятие, и, как говорил Дилго Кхьенце Ринпоче, «помнить о том, что другие могут также чувствовать несчастье».  В таких ситуациях, думаю, хорошо начинать с тонглена для себя и потом переходить на практику для других.  Решила написать об этом, т.к. никто не застрахован от разных трагических событий в жизни, а зная о методах практики можно подготовить себя.

 

17.06.13
14
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Нари

Если вас сансарит не по-детски, заблудились на очередном судьбокрестке, нужен прогноз победы на завтра - добро пожаловать на эту перевоплощадку: ) Таро, руны, оракулы и т. п. . Тибетская астрология. Ритуалы тибетского буддизма и шаманские практики для Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет