Типичные проблемы детей и родителей

Сразу оговоримся, что следует различать такие понятия как «проблемы» и «симптомы проблем». А так же «проблемы, существующие у ребенка» и «проблемы, доставляющие беспокойство родителям». Практика показывает, что большинство родителей не вполне адекватно оценивает состояние собственных детей. Нормативные возрастные кризисы и их проявления могут вызывать тревогу и опасение родителей, тогда как подавленное состояние, неактивное поведение, замкнутость могут быть расценены как послушание, спокойствие и прилежность.

Для того, чтобы понять, все ли в порядке с вашим ребенком, в идеале неплохо иметь «шапочное знакомство» с возрастной психологией и понимать, каковы нормативные проявления, характерные для детей разных возрастных категорий. Если ребенок не доставляет вам хлопот, все время проводит с вами, ласков, нежен, это еще не значит, что все хорошо. В садике жалуются, что не могут его накормить, вы замечаете, что он испытывает трудности в общении с другими детьми, но вас это не сильно беспокоит? Наверное, он просто он более развитый, чем остальные?

Эмоциональная созависимость ребенка с родителем – не менее опасная проблема, чем эмоциональное отвержение, пренебрежение нуждами ребенка, психологическое и физическое насилие, о которых достаточно много написано в различных источниках. Ребенок, который живет «душа в душу» с одним из родителей, чаще с матерью – фактически становится донором. В детстве мама закрывает глаза на его проблемы в общении со сверстниками, главное, что он «такой хороший», однако мама не сможет всю жизнь заменять ребенку социальное окружение. И в будущем его, подающего большие надежды, талантливого, единственного могут ждать другие виды зависимостей, такие, как алкоголизм, наркомания, игромания.

Выделяют до 10 различных стилей родительского воспитания (авторитарный, отвергающий, либеральный, гиперсоциальный и так далее) однако степень вреда или полезности каждого из них можно определить только индивидуально — исходя из степени выраженности тенденций, статуса семьи, состояния общества и прочих факторов. Целесообразнее оценивать воспитание с точки зрения индивидуальной ситуаций развития ребенка. Выделено 4 типа ситуаций, которые представляют опасность: пренебрежение нуждами ребенка, психологическогое насилие, физическое насилия, сексуальное насилие.

При кажущейся очевидности того, что самый большой вред может нанести явное насилие — действия сексуального характера или побои, практика показывает, что наиболее травматичное влияние на ребенка может оказывать скрытое воздействие, неочевидная для ребенка враждебность. Такие являения, как гиперопека, сверхзабота, пронзительная любовь матери и ее бесконечное беспокойство по поводу ребенка обладают всеми признаками психологического насилия. Если ребенок не может познавать этот мир, блокируются любые его попытки что-то сделать самостоятельно, ему все приносят, подают, чтобы не плакал; наряжают-переодевают, чтобы был красивым; следят за чистотой, чтобы не заболел; ограничивают передвижение, чтобы не упал — рано или поздно количество таких ограничений перерастает в «качество».

Что происходит? В норме ребенок только ближе к школе начинает осознавать, что другие люди — это самостоятельные личности, которые обладают тем же набором прав, что и он сам. Для маленького ребенка весь мир — это продолжение его эго. Поэтому он отнимает чужие машинки в песочнице и говорит старшему брату «это моя мама». Весь доступный для восприятия мир — его собственность. Каждый раз, когда мама вопреки желанию ребенка складывает игрушки на полку, она претендует на эту собственность. Каждый раз, когда бабушка ругает за грязные руки, вытертые о майку, она дает понять, что эта майка, надетая на ребенка, на самом деле принадлежит бабушке. У ребенка с гиперзаботливыми родительскими фигурами постепенно, по кусочку отнимают весь мир. Ему больше ничего не принадлежит, он не может ничем управлять, ему некуда стремиться, нечего добиваться — ведь у него ничего нет. А главное, в чем его убеждают — это все для его же блага, потому что «мы тебя так любим, мы о тебе заботимся, это то, что тебе нужно».

Зачастую явная агрессия, побои, оскорбления, наказания, наносит в разы меньше вреда, чем такая забота.

Как проявляются проблемы у ребенка?

Абсолютное послушание или приступы злости и агрессии, кристальная честность или ложь и воровство, гиперактивность или гипоактивность, проблемы с питанием как и полное их отсутствие, проблемы с общением или «все одноклассники мои друзья», проблемы со сном, с засыпанием, физические недомогания, в том числе недержание мочи и кала, частые или хронические заболевания или полное отсутствие жалоб на здоровье, ненормальное поведение, например, побеги из дома или «идеальное» поведение.

В сети чрезвычайного много информации о детских проблемах и их проявлениях. Большинство источников посвящены тем проблемам, которые доставляют беспокойство родителям, а не тем, которые действительно являются серьезными для ребенка.

Помните! Если ребенок доставляет вам хлопоты и беспокойство проблемным поведением, значит все не так плохо — он борется и бунтует против того, что ему не подходит. Гораздо хуже, если он «смирился».

Любые крайности могут служить сигналом тревоги. Ребенок растет, развивается, он должен в нормативных пределах падать, ломать, портить, капризничать, грубить, пачкать, терять и так далее.

Если ваш ребенок не создает проблем и не доставляет беспокойства, это уже повод для беспокойства. Едва ли не больший, чем когда ребенок «создает проблемы» и доставляет беспокойство. Прислушайтесь к себе. Готовы ли вы услышать мнение «со стороны»? Сама мысль о том, что кто-то выскажет критические замечание по поводу вашего ребенка и его воспитания вызывает у вас тревогу? Дискомфорт по поводу чужого мнения может свидетельствовать о том, что проблемы все же есть, но вы не готовы их признавать. Существует множество классификаций проявлений детских проблем в зависимости от возраста детей, их социального положения, и других критериев, например, неуспеваемость в школе, отсутствие друзей, наличие «плохих» друзей, непослушание, проблемы со здоровьем, различные виды зависимостей (телевизор, компьютер), девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение, делинквентное (противоправное) поведение.

Но лучшим помощником для первичной самодиагностики станут ваши природные инстинкты и чуткость. Посмотрите на себя и вашего ребенка. Попробуйте почувствовать и понять, насколько ему и вам комфортно в той жизненной ситуации, в которой вы находитесь. Как вы видите его и ваше будущее, какую роль вы отводите ему в вашей и его собственной жизни, как вы видите его взрослую жизнь без вас. Если у вас не возникают трудности при ответах на эти вопросы, тогда все ок!
Будьте родителями и наслаждайтесь этой ролью! Пусть ваши дети приносят вам и радости, и хлопоты, и тревоги, и заботы. Большинство проблем поддается решению, даже самые серьезные можно корректировать и сглаживать. Если у вас есть вопросы по теме, проблемы, о которых вы хотели бы поговорить, пишите.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Евдокимова Евгения Владимировна

Заставьте жизнь работать на вас. Я - экстремальный психолог, психотерапевт, работаю жестко, результат гарантирую. Основное направление - рилив-терапия, дополнительно использую техники из арт-, экзистенциальной, телесной терапии, транзактного анализа Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки


Комментариев пока нет