Выбор по множественным признакам

Описание

Интересно, как люди делают выбор, когда существует огромное множество различных признаков. Эти критерии и признаки можно сравнивать между собой, составлять иерархию ценности тех или иных признаков. Особенно за этим процессом интересно наблюдать и анализировать, когда человек располагает временем и не спешит с выбором.

Когда перед покупателем, стоит простой выбор, то как правило, используется компенсационная стратегия компромисса между различными признаками, например, выбор наиболее приятного цвета. В этом случае торговля разворачивается между внешними признаками товаров, которые в остальном ничем не отличаются друг от друга. Другой подход для принятия решения выбора является концентрация внимания на различиях между товарами.

В ситуации сложного принятия решения, используется без компенсационные стратегии.

  • Правило присоединения, используется для того, чтобы выбор свести к минимуму или вообще его ликвидировать и принимать решение вне заданных границ, например уровня цен.

  • Правило альтернативы — это правило используется для оценки каждого варианта с точки зрения его наилучших признаков.

  • Лексикографический выбор используется для принятия решения только на основании одного критерия.

  • Исключения по критериям — в этом случае выбор делается, на сравнении одного ключевого критерия с другими критериями, и таким образом происходит отсев тех, которые не подходят.

Пример

Скорее всего, люди используют компенсационную стратегию при покупке какого-либо товара в магазине, например, динамиков для компьютера. Для этого покупатели сравнивают различные критерии и стараются найти компромисс между различными характеристиками товаров. Сейчас это очень широко используется в интернет магазинах, которые используют специальные программы для сравнения товаров по различным критериям.

Способ использования

Для того чтобы использовать эти стратегии выбора в своей профессиональной работе, например если вы профессиональный продавец, то для начала вам необходимо узнать стратегию принятия решения, которую использует покупатель. У каждого покупателя есть своя любимая стратегия выбора товара, чтобы её узнать, поинтересуйтесь какую стратегию он использовал, когда совершал предыдущую покупку. Затем вы можете выстроить наиболее правильную и успешную стратегию продаж.

Защищая от манипулирования

Имейте сразу несколько альтернативных стратегий выбора и принятия решений. Эти стратегии должны действительно отличаться друг от друга, а не просто быть набором вариантов одной мега стратегии. Это необходимо для того, чтобы избежать ошибки принятия правильного решения в различных жизненных ситуациях. Кроме этого остерегайтесь тех людей, которые рисуют красивые перспективы. Помните, «не всё то золото, что блестит».

Ссылки

Эйнхорн и Хогарт (1981) Пейн (1982) Хогарта (1987)

Читайте дополнительно к данной статье: Теории о принятии решений Теория фильтра Ограниченная рациональность Лексикографический

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Дмитрий Pro

По образованию психолог, более 5-ти лет работаю в области управления персоналом.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Life-Коучинг


Комментарии

ИНТЕРЕСНО)

02.01.12