Общаться в чате

Упадешь!

Сегодня, проходя по улице мимо одной семейной пары с малышом, я услышала от мамы: «Упадешь!», и повернула голову в их сторону.

Картина была прелестная! Малыш (возраст около года) вышагивал с улыбкой и с расставленными в стороны руками впереди своих родителей, которые шли за ним с прогулочной коляской.

Улыбка засияла на моем лице, до того было жизнерадостно, дерзко, красиво!!!

Лишь слово «УПАДЕШЬ!» никак не увязывалось во всей этой красоте. Установка… Вот то, что закладываем мы, родители, в наших детей с молоком. Наши не обоснованные страхи всему виной.

Так и хочется попросить:

МИЛЫЕ РОДИТЕЛИ! Пожалуйста, различайте Ваши страхи и страхи Вашего ребенка. В тот момент, когда Ваш ребенок учится ходить, Вы можете просто быть рядом и… МОЛЧАТЬ!!! (а про себя в тот момент проговаривать: боюсь Я, а не мой ребенок). Если Вам так уж страшно, то пойте, допустим, песенку детскую: «От улыбки хмурый день светлей...» или что-то в этом роде. Также можно сказать: «Как у тебя здорово получается!»

Если ребенок видит Ваше опасения, то он сам необоснованно начинает бояться, и через десяток-второй лет возникает вопрос: «почему ребенок сидит и не пытается познать что-нибудь новое, а идет по проторенной тропинке?»

Дорогие родители, все в Ваших руках, помните об этом!



Дополнение автора от 18.06.12 09:25:41

Здравствуйте, Анатолий Михайлович!

Спасибо за комментарий. Прочитав его, я ходила и думала над Вашими словами. 

«Разве можно выжить без страха?» Нельзя. Согласна. Но ведь страх – это базовая эмоция. Ребенок рождается уже со страхом. Он приходит в мир, в котором звуки громкие, свет яркий. И когда малыша кладут маме на грудь, и он слышит тот же самый стук сердца, добрые мамины слова, он успокаивается. Только тогда. Так что страх уже присутствует в человеке уже с рождением.

Есть такое высказывание: Сколько ребенку не говори, что огонь обжигает, пока ребенок сам не попробует, он не успокоится.

Я говорила именно о том, что когда малыш идет, едва научившись ходить, для него – это радость, для него – это что-то новое. В детстве ребенок умеет познавать все новое, из-за этого происходят всякие казусы, руки не туда засунул или что-то в этом роде. Я согласна, ребенку нужно объяснять спокойным тоном: «Малыш, вот здесь то-то и то-то» и т.д.  Это — обоснованное объяснение, и малыш его поймет, не смотря на то, что он не умеет говорить. Он, как Вы говорите, поймет именно эмоцию и объяснительный тон мамы.

Очень часто можно услышать от родителей: «Я за тебя боюсь». Вопросов-то нет, пусть мама или папа боятся, но про себя, тихонько. Это их страх. А ребенок сам поймет, когда нужно бояться, а когда нет. Просто страх родителей зачастую переходит все границы. С горки кататься нельзя, страшно, вдруг что-нибудь случится. На качели качаться нельзя – упадешь. А как же развитие малыша, опыт?

«Как словесно-эмоциональное обозначение-подкрепление формирующегося у него инстинкта самосохранения» — в том-то и дело, что очень много подкреплений идет от родителей. Можно ребенку и из дома не выходить, потому что маме страшно.

Ребенок пусть учится бояться сам. Не надо бояться ЗА НЕГО. Упал один раз, упал второй раз, в третий – уже будет думать, почему и отчего. Просто каждый раз быть рядом, когда – то поддержать, когда-то успокоить, когда-то объяснить, почему так произошло. Вот и все!



Дополнение автора от 18.06.12 14:12:41

Анатолий Михайлович, спасибо за «А серия у Вас замечательная...». Приятно. Тема действительно интересная. Вообще, все, что касается детишек, очень интересно.

Предупредительные окрики уместны тогда, когда ребенку действительно грозит опасность. Допустим, малыш побежал на проезжую часть, тут уже не до деликатного объяснения, или когда малыш пытается что-то этакое железное засунуть в розетку, или, если мы видим, что стоит кипяток, а малыш как раз лезет в ту самую сторону. Даже когда ребенок берет нож в руки, стараясь копировать маму или папу, дабы помочь им резать овощи на салат, можно не кричать, а спокойно взять руку малыша с ножом в свою руку и показать, как это правильно делается, рассказывая о том, посмотри, какой нож острый и т.д. Ребенка все равно не огородить вечным «нельзя», потому что малыш, вступая в режим автономии (от 8 месяцев, до 2.5 лет), все равно найдет возможность взять то, что ему интересно, а когда он уже знает, что к чему, то и будет использовать определенный предмет по назначению.  Все постигается маленькими шажками. Но если каждый раз мама будет бояться, тогда что может постигнуть малыш? Много людей, вступая во взрослую жизнь, боятся искать, начинать новое, думая, что у них не получится. Вот это думанье и идет из того самого детства.

«Ну, а по поводу подавления инициативы, так это вопрос меры и мудрости родителей.» Анатолий Михайлович! Все Вы правильно говорите, только вот еще бы кто-нибудь учил бы этих самых родителей мудрости! Я всегда думаю, почему не придумают обязательное прохождение курсов родительства? Захотел родить, пожалуйста! Сначала в школу, а затем – малыша рожать.

Думаю, многое в жизни малышей поменялось бы, и во взрослой жизни они стали бы намного увереннее.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

ЕКАТЕРИНА ЗАВАРУХИНА

" Сначала человек выбирает путь, а потом путь выбирает человека" . Я помогу вам на вашем пути в решении непростых ситуаций, а также помогу найти ресурс с удовольствием идти дальше. Пожалуйста, прочитайте информацию в профиле.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки


Комментарии

Здравствуйте, Екатерина. Пока читал, казалось, все очень правильно и актуально. Потом подумал и стало казаться, что актуально, но не совсем правильно. А как же он научится бояться? Разве можно выжить без страха? Он ведь все равно этому научится, набив несколько шишек. Вне зависимости от слов, да он их и не понимает, по-видимому, разве что, интонацию. 

Можно рассматривать пресловутое «упадешь» как отрицательное подкрепление его достижению — ходьбе, но можно это считать и по-другому. Как словесно-эмоциональное обозначение-подкрепление формирующегося у него инстинкта самосохранения. Дескать, рано еще выходить на большую дорогу. 

Воспользуюсь возможностью редактировать. Думал, в каких случаях все же уместны эти предупредительные окрики и уместны ли вообще. В описанном Вами случае, наверное, Вы правы полностью. Но как-то он должен научиться осознавать опасность? Скажем, препятствие, проезжая часть или другая опасность на пути. Как еще передать ему сигнал о необходимости прекратить, кроме как эмоциональным окриком, действием? Как уберечь, чтобы не шагнул в канаву или не влез в розетку. Специально понаблюдал за годовалым малышом и остаюсь при мнении, что без таких вот тревожных реакций взрослых его не научить бояться реальных опасностей. Это уже после трех лет можно разъяснять, да и то не всегда. Ну, а по поводу подавления инициативы, так это вопрос меры и мудрости родителей. Как и во всем остальном. Кстати, помимо сдерживающих реакций есть и поощряющие. Сочетать те и другие — и все будет нормально.

Тема затронута Вами интересная и, по-видимому, необъятная. Действительно, идея "различайте Ваши страхи и страхи Вашего ребенка" очень продуктивна и над ней стоит чаще вспоминать. Извините, что вклинился со своими рассуждениями, это чтобы для себя прояснить больше. А серия у Вас замечательная... 

18.06.12

Замечательный материал, Екатерина! 

Мне очень понравилось и очень с вами согласна! Ведь и правда и так легко заставить маленького человека бояться, и так трудно потом с этими установками жить полной жизнью! 

А про школу родительства отдельно. Тоже всегда думаю об этом, ведь даже чтобы водить машину надо права получать, а уж человека воспитать — совсем другая ответственность. Почему то родительских прав лишают, почему бы их сначала не выдавать? Может звучит немного по резко) но думаю может это бы сделало наше общество лучше? Кто знает...

18.06.12

Спасибо, Жанна. Здравствуйте!

Да, школа родительства – это замечательно. Вопрос в том, кому нужно, чтобы общество стало лучше, а люди — увереннее? Уверенными сложно управлять, даже практически невозможно…

19.06.12

Екатерина, замечательная статья. Родительские установки, страхи портят жизнь не только в детстве. Сколько раз, разговаривая с уже взрослыми людьми, я видела, как тяжело даётся им борьба с родительскими установками. Самое страшное, что слова воспринимаются детьми как гипноз. Они даже не понимают, почему родители так говорят, но подпадают под влияние слов и эмоций.

Курсы родительства? В каждой семье дети проходят такие курсы. И передают свой опыт следующему поколению. В позитивных семьях — позитивный опыт. В вашей статье рассказ о тех, кто, видимо, не догадывается, что сам вырос в неблагополучной обстановке. Кто слова и установки принимает за воспитание.

Многие родители прежде чем родить, читают книги по воспитанию и ходят в школы подготовки. Но на улице заметнее неграмотные. Кричат громко — вот и заметны.

Катерина, на курсах родительства, людям, не сдавшим экзамен будут запрещать рожать детей?



19.06.12

Алла, и Вам спасибо за «замечательная статья»! 

«…как тяжело даётся им борьба с родительскими установками». Самое интересное, что многие даже не догадываются об этих установках. Кто-то называет это кармой, типа так и должно быть. Как будто это путь, который нужно пройти. Но все можно и нужно изменить!

Насчет «слова воспринимаются детьми как гипноз». Действительно, дети до 5 лет большую часть своего времени находятся как будто под гипнозом, а до кризиса 3 лет — в бессознательном, до тех пор, пока у него не начнет проявляться свое «Я». Даже можно наблюдать, как ребенок «выключается» на мгновение, а потом, как будто ни в чем не бывало, дальше играет.

Дети в семье проходят не курсы родительства, а курсы подчиненных. Здесь не то, здесь не так, тут можно, здесь нельзя. Порой кажется, что из ребенка хотят вырастить не человека, а универсального солдата.

«…не догадывается, что сам вырос в неблагополучной обстановке». Я думаю, что процентов 80 людей не догадываются, что выросли в неблагополучной обстановке. Мы думаем, что у них обстановка- неблагополучная, а они думают, что все ОК, потому что другой жизни не знают.

«Многие родители прежде чем родить, читают книги по воспитанию и ходят в школы подготовки». Алла, в том-то и дело, что читают, ходят в школы, но лишь единицы используют те знания, которые им дают в этих самых школах. Потому что знания подкреплять надо, а когда малыш появляется, не хватает времени. Знания быстро улетучиваются. Лишь ребенок начал капризничать, знаний – как не бывало. А потом возникают вопросы: «Что делать, я так агрессивно реагирую на ребенка, но… я его очень люблю…»

«на курсах родительства, людям, не сдавшим экзамен будут запрещать рожать детей?» Хороший вопрос! Сама как раз думала о том, что же будет… Пришла к мысли, что если люди будут готовиться к родительству, то не то что им будут запрещать рожать детей, а сами родители чем больше будут знать, тем больше будут бояться, что ничего не знают о воспитании детей. И рождаемость может сократиться. Так что школа родительства – палка о двух концах.

Конечно, если малыш с детства будет получать достойное воспитание, то и необоснованного страха не будет, и школы родительства не понадобятся!

19.06.12

Хорешее наблюдение, так и представила этого карапуза и после маминых УПАДЕШь, страх у него глазах — он за маму будет бояться :) ведь маме страшно, что он ходит? или что он счастлив? 

25.04.13

осознаность у родителей нужна, тогда крикнув, они найдут что двигает ими — страх, лень, усталость или что-то еще :) а дальше уже можно будет решать этот вопрос нЕ за счет малыша :)

25.04.13