Первый раз в первый класс.

Привожу здесь небольшую консультацию, может кому-то будет полезно!

Недавно по скайпу связалась со мной моя бывшая клиентка и попросила провести консультацию для сына ее подруги, которая живет в нашем городе. Я, конечно же, согласилась.

— Ирина, здравствуйте!

— Здравствуйте, Элина! Как вы? Как дети? (у Элины два сына — один подросток и один лет шести).

— Да вы знаете, всё в порядке. И сын старший молодец. Вот только у нас большая проблема с Борисом, младшим сыном. Он категорически не хочет идти в школу и не говорит почему. И я никак не могу его ни убедить, ни заставить.

— А когда он стал так себя вести? С чем бы вы могли это связать?

— Я не знаю, с чем это связать. Он в середине лета категорически заявил, что он ещё маленький и будет ходить только в садик. Даже не хочет говорить, что ему уже 6 лет. Говорит, что пять, хотя знает, что шесть, ведь мы же праздновали его день рождения, он получил много разных подарков и всё это помнит.

Ему скоро в первый класс, а он не хочет. Мы начали готовиться к школе — покупать одежду, рюкзак, тетрадки-карандаши. А он вообще не хочет в этом участвовать и говорит, что просто не пойдёт в школу. Ну, что это такое?

Элина пришла с сыном. Я ему сразу дала лист бумаги и карандаши, и он что-то начал рисовать. Боря слышал наш разговор и делал вид, что речь вообще не о нём.

ВОПРОС ЗА ВОПРОСОМ

Мама решила показать мне, как её сын не хочет в школу:

— Боря, ну что, пойдём в школу? — и потянула сына за руку.

Боря подпрыгнул и побежал к двери:

— Не пойду.

Тут уж я включилась:

— Боря, мы не пойдём в школу сейчас. Сейчас ты можешь спокойно продолжать рисовать.

Боря вернулся на своё место и продолжил рисовать, как ни в чём не бывало. Я подумала, что именно сейчас самое лучшее время для помощи мальчику.

— Ну, раз уж ты рисуешь, то давай порисуем вместе.

Так же интереснее!

Нарисуй мне, пожалуйста, что ты знаешь о школе.

Боря немного насупился.

Ему не очень хотелось рисовать школу, но желание поиграть не в одиночку всё же победило. И он взял, чего и следовало ожидать, единственный среди карандашей чёрный, чтобы нарисовать дом (школу). Потом он переключился на простой (то есть серый) карандаш и сделал серыми стены. Окна у него получились красными, а внутри окон что-то разноцветное. Я спросила его, есть ли солнце на картинке. Он сказал, что нет, и дорисовал какие-то непонятные палки серого цвета, летающие в воздухе. В общем, рисуночек вышел совсем не позитивным.

ЧУЖОЙ ОПЫТ

Понятно, что у Бори своего собственного опыта, связанного со школой, нет и не было. Значит, он пользуется чьим-то. Но чьим?

В принципе, для Бори и для меня было не очень важно, кто рассказал ему ужастики о школе. Можно было просто помочь Боре избавиться от этих неправильных представлений. Но поговорив с Элиной, я не видела причин для того, чтобы в ней жили страхи. Поэтому я решила выяснить, кто приносит им страхи в дом или кто из членов семьи их передаёт.

Боря, в общем, изобразил, что школа — это некие рамки (чёрный маркер), серость жизни, но в окнах школы жизнь вроде как есть.

— Боря, но это ведь не твоя школа. Ты же там ещё не был. Так что нарисуй-ка теперь, чья это школа. Это мальчик или девочка?

Боря ничего не ответил, но нарисовал мальчика, расположив его очень близко к школе.

— Как его зовут, можешь написать? Я знаю, что ты уже немного умеешь писать. Покажи-ка, как ты это делаешь? Боря написал «Зама».

Элина подсказала, что это Саша, её старший сын.

— Боря, это твой братик?

Боря кивнул.

— А откуда ты знаешь, что в школе плохо?

— Я слышал. Мама так говорила.

Элина всплеснула руками, но я жестом остановила её, чтобы Боря не отвлёкся и не закрылся.

Очевидно, теми палками на рисунке были слова мамы, которые, на самом деле, летели и в школу, и в Сашу.

РИСУЕМ ЗАНОВО

— Боря, ты молодец! Ты нарисовал рисунок для Саши. Это у него такая школа. Я взяла этот рисунок и положила к себе на стол. Если хочешь, можешь его подарить ему. А теперь давай нарисуем Борю. И Борин садик. А ещё — Бориных друзей.

Боря тут приободрился и принялся рисовать и себя, и садик, и друзей, и солнышко, и травку, и облачка. И даже написал имена друзей.

— Это твои лучшие друзья?

Кивает. Мы немного поговорили о них, дорисовали им мячик.

— Ну а теперь нарисуй рядом с друзьями и садиком школу. Школа и садик очень похожи. Они просто находятся чуть в разных местах, правда? И все твои друзья пойдут в школу.

Боря нарисовал домик-школу.

— Все твои друзья пойдут в школу. Они очень хотят в школу. Пойдёшь и ты с ними?

Кивает.

— Ну, тогда дорисуй всем своим друзьям и себе рюкзаки. Ведь дети обычно ходят в школу с рюкзаками. Ты себе какой рюкзак хочешь?

Мы переключились на детали будущего рюкзака. Мама Бори тоже подключилась к обсуждению. Я предложила сегодня отправиться за рюкзаком, поэтому к вопросу все подошли серьёзно и даже успели немного поспорить.

НЕ В РЮКЗАКЕ ДЕЛО

Я хотела поговорить с Элиной без Бори. Поэтому Боре было дано задание нарисовать на отдельном листе бумаги его школьный рюкзак, чтобы мама могла найти точно такой же. А мы в это время вышли в другую комнату.

— Элина, у вас, похоже, есть другая проблема. Не с Борей, а в ваших отношениях с Сашей.

— Ну, похоже, что есть. И я даже знаю, какая. Но я не думала, что она отразится на Боре.

— Боря просто случайно попал «под обстрел». И благодаря Боре проблема Саши стала явной.

— Я поняла. Тогда я запишу Сашу к вам на приём.

Я возразила:

— Нет, вы как раз не поняли. Я хотела бы пригласить на приём вас, а не Сашу. Возможно, потом Саша присоединится, но пока в этом нет необходимости.

— Ну, раз вы так считаете, я запишусь. Спасибо за помощь с Борей.

— Пожалуйста.

Правда, клиентка пока не поняла, что, кажется, проблема Бори — мелочь в сравнении с проблемами в отношениях Элины со старшим сыном...

К чему я эту историю привела — родителям важно быть чуткими со своими детьми и понимать, что все чувства детей рождены не на пустом месте. Что ребенок, пусть даже и маленький, такой же человек, со своими переживаниями, со своими чувствами со своим отношением к этому миру.

Иногда, всего немного вашего времени, которое вы уделите своему ребенку — поможет ему справиться с трудностями.

TEXT.RU - 100.00%

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Ирина Хольм-Мартынюк

Меня зовут Ирина Хольм - Мартынюк. Я — психолог, имидж-консультант, коуч. Я — специалист 3 в 1 — оказываю помощь во всех трех направлениях. Закончила факультет психологии КарГУ им. Букетова, для получения специализации по психотерапии и семейно Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки


Комментарии

Спасибо за интересный материал. 

15.10.13

Замечательная и очень полезная статья. От меня огромный плюс.

15.10.13
Сейчас на сайте

С отличным дебютом на сайте, Ирина!

15.10.13

Хорошиее начало, Ирина.Жду ваших рассказов о школе и не только.

15.10.13

Спасибо за расказанный опыт.

С прекрасным почином Вас, Ирина.

(единственное непонятно изменены ли хотя бы имена действующих лиц, ибо так подробно все описано, что встает вопрос этично ли?) 

15.10.13

Виктория, переживать не стоит! Во-первых имена изменены, а во-вторых материал печатается с разрешения клиента. Спасибо огромное за заботу о людях!

15.10.13

Очень интересная история. Спасибо.

15.10.13

Ирина, спасибо большое за пример из практики! С большим интересом прочла! Вы молодец!+1

15.10.13
Сейчас на сайте

Хороший пример из практики!!! "+1"

15.10.13

  Отлично!

15.10.13
Сейчас на сайте

Ирина, с прекрасным началом! ждем продолжения

18.10.13

Очень классная статья. +1

21.11.13