О медитации. Продолжение - блог №1038253

Когда вы разговариваете с людьми, говорите осознанно, внимательно, и тогда вы станете очень мудрым собеседником. Тогда вы перестанете говорить лишние слова. Вы же говорите совершенно невнимательно и рассеянно. Вы высказываете все, что вам приходит в голову, а позже жалеете: «Ой, зачем я это сказал». И то же самое в повседневной жизни: когда вы кладете ключ куда-то, кладите его внимательно и осознанно, тогда позже вы сможете его найти. Вы же обычно куда-нибудь зашвырнете ключ, вообще не думая об этом, думая о другом, а потом начинаете судорожно его искать: «Куда же я ключ положил?»

Итак, внимательность очень полезна вам в повседневной жизни. Благодаря внимательности ваш ум будет оставаться спокойным. Если же вы положите ключи (или сделаете еще что-либо подобное) без внимательности, рассеянно, то, когда они вам срочно понадобятся, вы будете в панике их искать. Так несколько раз за день, и в результате весь день вы проведете в панике. Причиной этому станет отсутствие внимания.

Итак, в повседневной жизни развивайте внимательность, во время медитации развивайте внимательность, тогда у вас очень сильно возрастет внимательность, и вам очень легко будет развить шаматху. А когда вы проводите особый интенсивный ретрит, посвященный шаматхе, становится очень важным все то, что вы делаете в промежутках между сессиями и медитацией, особенно важно каждое движение делать осознанно, внимательно. Во время еды не надо порождать концепции «вкусно», «невкусно»: вы должны просто есть. Это тоже хорошая тренировка для развития шаматхи.

Когда пища касается вашего языка, не думайте о вкусах, о том, горькая пища или сладкая. Пребывайте в ясности и осознанности своего ума, без всяких концепций о том, что вкусно или невкусно, – просто ешьте. Вы должны ощущать просто вкус. Точно также, когда вы видите что-то в промежутках между медитациями, то смотрите на это, как маленький ребенок смотрит на картину. Маленький ребенок, когда смотрит на картину, видит просто картину. У взрослых, когда они смотрят на картину, возникают такие концепции: «Кто ее писал? Дорогая или недорогая? Какая она красивая. Если бы у меня она была, как бы было хорошо. Я бы смог ее продать». Как можно порождать такое множество концепций?

Если во время промежутка между медитациями вы увидите человека, не надо много о нем думать: «Кто это такой (такая)? Может быть, этот человек приехал из Москвы… Может быть, это мой друг. Может быть, мне что-то привезли из Москвы. А что, интересно, люди в Москве обо мне думают? Может быть, у него есть какие-то новости для меня?» Такие мысли помешают вашему сосредоточению. Я имею в виду периоды интенсивного затворничества. Все, что бы вы ни видели в это время, вы должны видеть так, как маленький ребенок видит картину, не развивая никаких дополнительных концепций. И какой бы звук вы ни услышали, это должен быть всего лишь звук, просто ясность и осознанность в виде звука. Если вы слышите звук, но при этом все время пребываете в настоящем моменте, то этот звук для вас перестает быть чем-то осмысленным, перестает что-то для вас значить.

Допустим, когда кто-то говорит, вы слышите звук голоса, но вы не пытаетесь интерпретировать, ничего не пытаетесь истолковать, пребываете все время в настоящем моменте, тогда вы перестаете различать слова, это будут просто звуки высокие и низкие.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

25.04.14
316
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store