О медитации. Продолжение - блог №1043669

Как много томов учения дал Будда! А сколько томов учения, комментариев на учение Будды, написал лама Цонкапа! Взгляните на результат его деятельности. Сколько учителей приходило в Тибет? Сколько томов учения написали другие учителя? Немного – один или два тома. Работ такого объема и качества, как у ламы Цонкапы, ни у кого другого нет. Итак, вам очень повезло, что вы встретились с учением ламы Цонкапы. Комментарии ламы Цонкапы к некоторым текстам настолько уникальны, особенно труд, посвященный анализу буквального истолкования смысла учения о пустоте, что даже в чистых землях такое учение тяжело найти. Так говорят некоторые высокие ламы. Вам очень повезло, что вы встретились со всеми этими учениями, с полными наставлениями.

Никогда не думайте, что аналитическая медитация неполезна для развития ума. А если вам кто-то посоветует просто сосредоточиться на своем уме, созерцать свой ум, не делая никакую аналитическую медитацию, то знайте, что такая медитация ничем не отличается от метода китайского наставника Хэшана. Учения Хэшана, неконцептуальная медитация, постепенно распространились в Тибете, и тогда потребовалось опровергнуть учения Хэшана, что и сделал великий наставник Камалашила. Великий дзогченовский мастер Дза Патрул Ринпоче открыто говорил, что для медитации Дзогчен очень важна аналитическая медитация. И в Махамудре, и в Дзогчене – во всех учениях аналитическая медитация крайне необходима.

Но это не означает, что везде нужно применять аналитическую медитацию. Во время сосредоточения на ясности и осознанности своего ума не надо проводить аналитическую медитацию. Во время выполнения такой медитации просто пребываете на ясности и осознанности своего ума.

А когда вам нужна аналитическая медитация? Она вам нужна до того, как вы приступите к медитации на ум. Предварительно вам необходимо пропитать свой ум отречением, бодхичиттой, пониманием пустоты, и для этого вам необходимо проводить аналитическую медитацию. Только после того как вы породите все эти чувства, какой-то уровень этих чувств, начинайте медитировать на ясность и осознанность своего ума. А аналитическая медитация нужна, чтобы раскалить железо своего ума в огне, сделать его податливее, а затем уже вы бьете по нему молотом однонаправленного сосредоточения. И тогда уже развиваете концентрацию, внимательность, то есть меняете форму ума.

Итак, в этом деле вы подобны кузнецу, который меняет форму ума, тренируя ум. Таким образом, старайтесь избавляться от дурных качеств, культивировать позитивные качества. Вы здесь, как кузнец, только на собственном опыте сможете это постичь. Вначале у вас не будет получаться. Сначала вы не сможете разжечь огонь. Даже если разожжете огонь, вы не сможете поместить железо своего ума в этот огонь, будете ставить его рядом с огнем, но не в огонь. Но постепенно, после таких попыток у вас будет все лучше и лучше это получаться. Даже если вам удастся разогреть свое железо докрасна, в этот момент вы не сможете бить по нему молотом, вы скажете: «Нет, я сделаю это позже. Я устал бить по железу молотом» – и начнете стучать только тогда, когда оно уже остынет.

После таких усилий вы поймете очень ясно свои недостатки. Вначале у вас даже не будет поленьев для костра и вы не будете знать, как правильно разжечь этот костер. А весь этот богатый материал: древесина для костра, сам огонь – это и есть учение Ламрим.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

30.04.14
404
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store