О привязанности

Иногда люди думают, что суть духовной практики состоит в том, чтобы отказаться от счастья. Они думают: «Если ты духовный человек, значит тебе много чего нельзя: телевизор нельзя смотреть, это нельзя делать, туда нельзя смотреть, нужно сидеть дома», но это не духовность. У духовного человека глаза не должны быть совсем закрыты, они должны быть даже более открыты, чем у обычного человека. Зажмуриваясь, закрывая глаза, вы ничего не сможете обнаружить, ничего не сможете открыть. Даже если вы к чему-то привязаны, смотрите внимательно, широко раскрыв глаза, на объект своей привязанности и думайте: «Почему я к этому привязан?»  Как правило, мы привязываемся к чему-то, если мы видим это нечетко. Как только мы увидим этот предмет более отчетливо, мы поймем, что привязываться здесь, в сущности, не к чему.

Например, объектом вашей привязанности является человек. Подумайте, к чему вы привязываетесь? Почему вы привязаны, например, к коже? Подумайте о том, что под кожей находится мясо, плоть. Под ними, внутри, кости, а в животе находятся кишки. К чему же привязываться? Итак, если вы внимательно исследуете, что собой представляет человек, вы поймете, что привязываться здесь, в сущности, не к чему. Но вам не обязательно проводить такую медитацию, потому что вы не монахи и не монахини. Обычно эта медитация предназначена для монахов.

Итак, какой бы вы объект ни взяли, если вы проанализируете тщательно, то увидите, что он совершенно не стоит того, чтобы к нему привязываться. Некоторые люди могут подумать: «Как же мы можем получать удовольствие без привязанности?» Это тоже неверное мнение. Как раз без привязанности вы можете получать гораздо большее удовольствие, чем с привязанностью. Каким образом? Простой пример: один человек подарил другому компьютер – ноутбук последней модели. Этот человек, которому подарили ноутбук, очень счастлив и сильно привязан к этому предмету. Из-за  своей привязанности,  он не может даже  сам как следует  использовать этот ноутбук, потому что боится что-нибудь сломать в нем. Итак,  во-первых,  он сам его не использует,  во-вторых,  он не дает другим людям им пользоваться, он  говорит им: «Нет-нет, не трогай, это очень дорогая вещь!»

Итак, привязанность не позволяет вам использовать вещи и не позволяет другим людям ими пользоваться. Посмотрите, какие реакции у вас вызывает привязанность. Если на следующий день кто-то украдет ваш компьютер, какая у вас будет реакция? Чем больше вы привязаны к этому предмету, тем сильнее будет ваш гнев, тем больше будет ваше несчастье. Из-за этого вы так будете страдать, что на три дня потеряете аппетит и ничего не сможете есть. Вы все время будете повторять только одно: «Я хочу убить того человека, который украл у меня компьютер». Итак, если вы к чему-либо привязаны, то,  пока у вас самих есть эта вещь, вы не можете ею пользоваться. Когда вы  расстаетесь с этим предметом, у вас возникает депрессия. Теперь возьмем ту же самую ситуацию, но другого человека – человека, не имеющего привязанностей. Этому человеку подарили такой же компьютер. Этот человек прекрасно знает, что все встречи заканчиваются расставанием, и, в конечном итоге, все должны расставаться, поэтому  глупо к чему-то привязываться.

Привязанность – это глупый ум, потому что рано или поздно вам все равно придется расстаться с этим предметом. Этот человек знает, что либо этот компьютер рано или поздно с ним расстанется, либо он расстанется с компьютером. Однажды это, несомненно, произойдет. Этот человек говорит себе: «До тех пор пока этот компьютер со мной, я должен им пользоваться» – и он им пользуется: он на нем работает и позволяет работать на нем другим людям. Итак, отсутствие привязанности дает ему больше спокойствия, он может чем-то наслаждаться спокойно, без страха. Вы также можете наслаждаться, получать удовольствие. На следующее утро возникает та же самая ситуация: компьютер кто-то крадет. Какова будет ваша спонтанная реакция? Так вот, не имеющий привязанности человек скажет: «Я этого ожидал, я предполагал, что этот компьютер рано или поздно от меня уйдет, это произошло  сегодня. Мне очень повезло, потому что компьютер со мной расстался, а не я расстался с компьютером. Очень многие люди сегодня расстались со своими предметами, потому что они умерли, а я не расстался со своим компьютером, потому что я до сих пор жив. Какая разница: один компьютер ушел, другой придет. Кто мог его украсть? Другой человек, он тоже человек. Пусть это будет моим подарком ему». Видите ли, когда у вас кто-то что-то крадет, самое лучшее – относиться к этому, как к вашей благотворительности. Потому что, если в повседневной жизни вы не можете практиковать щедрость, когда у вас что-то крадут, появляется прекрасная возможность заняться этой практикой. В этот момент вы можете сказать: «Это моя благотворительность, подарок этому человеку». Не звоните своим друзьям и не кричите в трубку: «Кошмар! У меня украли компьютер!» – не надо так говорить. Лучше позвоните и скажите: «Сегодня я подарил одному человеку свой компьютер, я, правда, его не видел, он взял его еще до того, как я ему его подарил». Это лучший выход из вашей ситуации, потому что другого варианта у вас все равно нет, а злиться, отказывать себе в еде из-за депрессии – это неразумно. Если бы эти методы помогли компьютеру вернуться, тогда они были бы правомерными. Если вы будете бить кулаком о стенку от злости,  от этого тоже компьютер не вернешь, вы просто ушибете свой кулак – и все.

Вы также должны понимать, что с точки зрения буддизма не можете испытать следствие того, чего вы не совершали сами. Если вы не создали некую причину, вы не можете испытать на себе ее результат. Это несомненно так, на сто процентов. Вы должны сказать себе: «Если бы я у этого человека не украл в прошлой жизни некий ценный предмет, в этой жизни он не украл бы у меня компьютер; он просто взял назад то, что ему принадлежало, а я выплатил свой кармический долг, теперь мы квиты». От таких мыслей в вашем уме возникнет спокойствие. Вы должны понять, что без привязанности вы можете получать большее удовольствие от вещей, чем с привязанностью. Привязанность ослабляет вас. На первый взгляд, она дарит вам какое-то счастье, но на самом деле она дает вам только одно – соленую воду. Если вы пьете соленую воду, то вам кажется, что вы утоляете свою жажду, но в действительности ваша жажда только возрастает.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

18.04.13
37
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет