О преобразовании препятствий - блог №614221

Сегодня речь пойдет о том, как преобразовывать неблагоприятные условия в духовный путь. Это учение очень важно в настоящее время, поскольку, если не будете его знать, то вы не сможете успешно заниматься духовным деланием. Существует много препятствий духовным упражнениям. Например, если вы хотите заниматься религиозными упражнениями, то вам придется столкнуться с такими препятствиями, как материальное обеспечение, еда, проблема обеспечения своей семьии так далее. Также могут одолевать болезни. Это все препятствия для духовной практики. Также много неблагоприятных обстоятельств вокруг вас. Например, если вы будете упражняться в сострадании, терпимости, будете очень добры к людям, то многие из них могут воспользоваться вами. Поначалу вы будете себя убеждать себя, что должны быть добрым, терпеливым, но когда два или три человека воспользуются вашим настроением и причинят вам вред, вы можете впасть в другую крайность – в гнев. Вы можете стать более безжалостным, чем до занятий духовной практикой.

Есть два типа превращения неблагоприятных условий в духовный путь. Первый способ осуществляется с помощью принятия верного умонастроения. А второй – посредством подготовительных упражнений.

Сейчас рассмотрим первый подход. В рамках этого подхода есть два разных уровня.Первый – преобразование неблагоприятных условий в духовный путь посредством метода. А второй – посредством мудрости

Поговорим о методе. Сначала я поясню. Например, вы заболеваете. Встречаете на своем пути такое страдание, как болезнь.  Болезнь имеет две стороны – приятную и неприятную. Неприятная состоит в том, что вас все время подвергают уколам, нужно соблюдать режим. И если вы посмотрите на пребывание в больнице с этой точки зрения, это выглядит как тюрьма. Иногда там дурной запах. Но если вы посмотрите с другой стороны, то есть повод радоваться. Чтобы научиться преобразовывать неприятное в благое, первое, что нужно делать, – научиться смотреть на каждый предмет с двух сторон. Не смотрите на предмет лишь с одной стороны. На самом деле особенно рассматривать дурную сторону не нужно, потому что мы очень искусны в том, чтобы разбирать дурные стороны, и это первое, что мы видим. Даже ошибки других людей мы сразу же замечаем автоматически. Но положительные стороны гораздо труднее замечать. Поэтому обретите навык видеть каждый предмет с хорошей стороны. Когда  вы увидите благую сторону, вы сможете пользоваться этим предметом с этой хорошей стороны. И даже страдания имеют положительные стороны. Легко понять, что и в больнице есть много хорошего – с этим почти все согласятся. Но очень мало кто согласится, что в страдании есть польза.

Сейчас я объясню, что же хорошего есть в страдании. Я не говорю, что само по себе страдание – абсолютное благо. Но у него есть благая сторона, и, если вы страдаете, вы можете использовать страдание себе во благо. Но на самом деле ваша цель состоит в том, чтобы избавиться от всего страдания. Буддийская доктрина говорит, что приносить себе мучение, истязать тело не полезно. Но если вы подвержены страданию, поглядите на него с благой стороны и используйте его ради духовного развития. Может возникнуть ошибочное  понимание в этом вопросе, поэтому я подробно поясняю, что само по себе страдание не является благом.

Поговорим о хорошей стороне страдания. Первое: страдание уменьшает вашу гордость. Это одна благая черта. Если вы не страдаете и у вас есть все, что вы желаете, вы становитесь гордым и с презрением относитесь к другим. Страдание уменьшит вашу гордость. Также страдание поможет вам воспитать в себе отречение. У некоторых людей очень серьезные заболевания. Если бы не было боли, и человек не страдал, он не стал бы принимать лекарство и лечиться вообще. Но боль побуждает человека идти к врачу, принимать лекарство, чтобы избавиться от болезни. И если бы у человека нет сильных страданий, а лишь небольшие боли, то очень серьезная болезнь может привести его к еще большим страданиям, даже к смерти. Но именно благодаря страданию он решается принимать лекарство. Он начинает следить за своим здоровьем, за диетой и т.д.

Пока пребываете в сансаре, вы всегда подвержены страданиям. Если страдание не проявляется, то вы лишь обманываетесь на этот счет, считая, что его нет. И вы используете жизнь в человеческом теле для того, что применимо лишь в этой жизни и не рассчитано на дальнейшие ваши жизни. Некоторые люди, имеющие некоторые познания в Дхарме, говорят, что страдания производятся кармой, которая в свою очередь производится омрачениями: гневом и т.д. Пока вы не устраните  эту болезнь сознания, страдания будут продолжаться. Нынешние  страдания напоминают  о том, что нужно очистить свою отрицательную карму.

Еще один довод в пользу страдания – то, что вы становитесь чувствительным к страданиям других. Таким образом, ваши мучения позволяют вам быстрее развить сострадание. Когда вы встречаетесь с трудностями, такими как бедность, болезнь и т.д., не смотрите на проблему с плохой стороны. Не говорите себе: «Я один такой несчастный, страдаю, а все остальные очень счастливы». Это неправильное отношение. Всегда, когда у нас трудности,  нам кажется, что все другие счастливы, и только мы страдаем. Вы сравниваете свою проблему с небольшими трудностями других людей или с удовольствиями других. И тогда ваша проблема разрастается в ваших глазах. Если на фоне этой проблемы вы заболеваете и вам не хватает денег, то та проблема еще больше возрастает в ваших глазах. А если еще ваши дети начинают вести себя неподобающим образом, ваша проблема увеличивается еще больше. С таким умонастроением можно сойти с ума, потому что вам кажется, что все мировые проблемы сосредоточились вокруг вас. Если в таком состоянии кто-то попытается вам рассказать о Дхарме, то вы не захотите его слушать, поскольку будете заняты своим страданием.

В этот момент  вы не захотите ни любви, ни сострадания, будете думать только о том, как решить эти временные проблемы: достать деньги и тому подобное. Так происходит потому, что вы не знаете этого учения, как совладать с проблемой. Большей частью мы просто убегаем от трудностей. Трудности подобны тени: если вы от нее бежите, она следует за вами. Никогда не убегайте от проблем. Смотрите на нее, посмотрите на ее положительную сторону.

tbc

 

©перевод лекции Геше Тинлея.

21.04.13
268
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store