Практика медитации на Четыре Благородные Истины. Продолжение

Теперь мы продолжим учение о том, как медитировать на четыре благородные истины. Это учение даётся для вашей медитации, а также как тема для вашего размышления. Как достигается прогресс в духовном развитии? Первый этап: вы слушаете учение, и в процессе слушания у вас появляется некоторая мудрость.

Это мудрость, порождённая в процессе слушания. При этом также открывается ваш ум. Благодаря этой мудрости вы начинаете понимать свои ошибки, узнавать, каким образом вы можете стать лучше, уясняете какие-то методы. Слушая учение, вы получаете ориентацию в своей жизни, направление, в котором вы следуете. Но это ещё пока не достаточно сильно. Имея только такой уровень мудрости, когда у вас появляются какие-то препятствия, вы не способны продолжать своё развитие.

Находясь в благоприятных условиях, вы можете рассуждать об отречении, бодхичитте. Но когда сталкиваетесь с трудностями, когда люди вас критикуют, Дхарма вылетает у вас из головы. Это говорит о том, что ваша мудрость пока ещё не сильна.

Поэтому вы должны достичь и второго уровня мудрости– мудрости, порождённой в процессе размышления. Вы должны размышлять над каждым из драгоценных положений учения, которое прослушали, в правильной последовательности. Когда вы будете много думать над этим, вы разовьёте в себе очень сильную убежденность в том, что всё это правда. Вы скажете себе: “Раньше я думал по-другому, но оказывается, я ошибался. Раньше я думал, что если я причиняю вред другим, то себе вреда не причиняю. Но на самом деле получается, что если я причиняю вред другим, то и себе тоже. И это правда. Зло, которое я причиняю людям, вредит всем”. И вы станете сильнее. Когда эта убеждённость становится сильнее, то если кто-то подойдёт к вам и скажет: “Я заплачу тебе тысячу долларов. Убей это маленькое живое существо, например, обезьяну”, вы не согласитесь, вы ответите: “Нет, я не буду так поступать”. Человека вы не согласитесь убивать, потому что побоитесь полиции, а не потому, что это плохая карма. Люди обычно думают, что здорово получить тысячу долларов, а то, что обезьяна умрет – это ничего. Но если вы понимаете, что это плохая карма, то вы понимаете и то, что деньги – это только бумага, но вот если вы убьете эту обезьяну, то косвенным образом навредите себе. Это называется практикой Дхармы.

Всё это происходит в результате убеждённости в истинности учения, которая развивается у вас в результате ясного понимания учения о карме. Эта мудрость превращает вас в безвредного человека. Вы становитесь наполовину святым человеком, потому что не причиняете никому вреда. Если вы будете ещё и помогать другим живым существам, то станете на сто процентов святым человеком. Это появляется в результате убежденности в том, что если вы помогаете другим, то косвенным образом помогаете самому себе. Все подробные учения, которые я давал за прошедшие годы, сводятся к этим двум основным положениям: если вы причиняете вред другим, то косвенно вредите себе, если вы помогаете другим, то косвенно помогаете себе, и не только себе, а всем живым существам, так что не вредите другим, помогайте им. Это основополагающие принципы буддизма.

Если вы будете игнорировать эти два положения, думая о тантре и о том, что с помощью тантры вы словно сядете в ракету и улетите к состоянию будды как на Луну, то вы подобны маленьким детям, которые пытаются заниматься практикой тантры. С точки зрения шахмат, это подобно детским шахматам. Уже на четвертом ходе вы ставите мат.

Это не сработает. Сведя воедино всё учение, вы должны получить эти два основных положения.

Один старейший и выдающийся мастер кадампа говорил своим ученикам: “Всю свою жизнь я практиковал сутру и тантру, изучил все учения и практиковал их. Я обратил внимание на то, что всё учение буддизма можно свести к двум практикам». Первая из них – это устранение неведения и самовлюблённости, которые являются источником всего вреда. Они вредят вам, вредят другим. Их нужно постепенно устранять из сознания. Для этой цели Будда дал огромное количество методов: учение об отречении, о четырех благородных истинах, учение о непостоянстве и смерти, о драгоценности человеческой жизни, о карме. Все эти учения предназначены для одной-единственной цели – для устранения самовлюблённости и эгоизма. Учение о пустоте также предназначено для устранения этих пороков. Если ваша практика ни коим образом не влияет на эти качества, значит, вы неправильно практикуете.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

02.06.13
13
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет