Практика медитации на Четыре Благородные Истины. Продолжение - блог №653434
Наше счастье во многом зависит от материальных объектов: имеются они у нас или нет. Если бы эти объекты были постоянны, мы имели бы хорошую, надежную опору нашему счастью. Но вещи подобны облакам – быстро меняются, исчезают. Мы строим слишком много планов в отношении вещей, будучи уверены в их постоянстве, и поэтому рано или поздно наши замыслы рушатся. Внешние предметы никогдане принесут нам настоящего счастья и покоя. Они хороши, могут обеспечить нам жизненные удобства – к примеру, хороший дом, однако спокойное, счастливое состояние ума во многом зависит от умственных качеств, а не от внешних предметов.
Помимо тела у нас есть ум. Для достижения умственного счастья нам нужно опираться на что-то кроме вещей. Если бы у нас был только ум, то все материальное не было бы нужно.
Зачем уму, к примеру, чашка? Поскольку мы имеем и тело, то нуждаемся в вещах. Сейчас мне нужен этот стакан, потому что у меня есть желудок и он хочет пить. Но это не самое главное. Люди же зачастую думают: “Если у меня будет эта вещь, я буду счастлив”. Это ошибка. Например, вы очень голодны и думаете: “Еда сделает меня счастливым”. Вы получаете еду, наедаетесь и думаете: “Сейчас бы музыку послушать”… И этим желаниям нет конца. Наш ум легко впадает в крайности, поэтому важно сохранять спокойствие, равновесие. Вам не нужен жаждущий, алчущий ум, постоянно думающий: “Мне обязательно нужно и то, и это”. Вам нужен гибкий ум: “У меня есть чай – хорошо, нет чая – буду пить воду, это тоже хорошо. Если у меня нет магнитофона, сам себе спою”.
Наше настоящее счастье зависит от состояния нашего ума. Для обретения спокойствия наш ум должен иметь опору – добрые качества. Гнев, ревность, зависть – эти дурные свойства никогда не принесут нам счастья, и мы не нуждаемся в их увеличении. Но чистая любовь, мудрость, сострадание непременно помогут нам обрести счастье. Сначала они сделают счастливыми нас, а затем и других; в буддизме говорится, что спокойствие ума происходит именно от них. Воспитать в себе эти качества нелегко, потому что в нас сами собой возникают отрицательные состояния ума. Во всех религиях говорится о необходимости добросердечия, любви, однако наш ум то и дело впадает в отрицательные состояния.
Почему же нам так трудно развить в себе добродетели? Потому что у нас нет хорошей жизненной философии. В нашей памяти хранится огромное количество информации, но жизненная философия у нас отсутствует, а если она и есть, то весьма убогая. Имея мелкую философию, мы постоянно меняем свою точку зрения и идем, куда подует ветер, не имеем единого направления, которому мы следовали бы. Будда говорил, что для развития добрых качеств ума необходимо раскрыть свое сознание слушанием учения, осмыслением различных истин. Поэтому учение о четырех благородных истинах является одним из основных, способствующих раскрытию нашего сознания.