Практика медитации на Четыре Благородные Истины. Продолжение

Наше счастье во многом зависит от материальных объектов: имеются они у нас или нет.   Если бы эти объекты были постоянны, мы имели бы хорошую, надежную опору нашему  счастью. Но вещи подобны облакам  – быстро меняются, исчезают. Мы строим слишком  много планов в отношении вещей, будучи уверены в их постоянстве, и поэтому рано или  поздно наши замыслы рушатся. Внешние предметы никогда не принесут нам настоящего  счастья и покоя. Они хороши, могут обеспечить нам жизненные удобства  – к примеру,  хороший дом, однако спокойное, счастливое состояние ума во многом зависит от  умственных качеств, а не от внешних предметов.

Помимо тела у нас есть ум. Для достижения умственного счастья нам нужно опираться на  что-то кроме вещей. Если бы у нас был только ум, то  все материальное не было бы нужно.

Зачем уму, к примеру, чашка? Поскольку мы имеем и тело, то нуждаемся в вещах. Сейчас  мне нужен этот стакан, потому что у меня есть желудок и он хочет пить. Но это не самое  главное. Люди же зачастую думают: “Если у меня будет эта вещь, я буду счастлив”. Это  ошибка. Например, вы очень голодны и думаете: “Еда сделает меня счастливым”. Вы  получаете еду, наедаетесь и думаете: “Сейчас бы музыку послушать”… И этим желаниям  нет конца. Наш ум легко впадает в крайности, поэтому важно сохранять спокойствие, равновесие. Вам не нужен жаждущий, алчущий ум, постоянно думающий: “Мне  обязательно нужно и то, и это”. Вам нужен гибкий ум: “У меня есть чай  – хорошо, нет чая  – буду пить воду, это тоже хорошо. Если у меня нет магнитофона, сам себе спою”.

Наше настоящее счастье зависит от состояния нашего ума. Для обретения спокойствия наш  ум должен иметь опору  – добрые качества. Гнев, ревность, зависть  – эти дурные свойства  никогда не принесут нам счастья, и мы не нуждаемся в их увеличении. Но чистая любовь, мудрость, сострадание непременно помогут нам обрести счастье. Сначала они сделают  счастливыми нас, а затем и других; в буддизме говорится, что спокойствие ума происходит  именно от них. Воспитать в себе эти качества нелегко, потому что в нас сами собой  возникают отрицательные состояния ума. Во всех религиях говорится о необходимости  добросердечия, любви, однако наш ум то и дело впадает в отрицательные состояния.

Почему же нам так трудно развить в себе добродетели? Потому что у нас нет хорошей жизненной философии. В нашей памяти хранится огромное количество информации, но жизненная философия у нас отсутствует, а если она и есть, то весьма убогая. Имея мелкую  философию, мы постоянно меняем свою точку зрения и идем, куда подует ветер, не имеем единого направления, которому мы следовали бы. Будда говорил, что для развития добрых  качеств ума необходимо раскрыть свое сознание слушанием учения, осмыслением  различных истин. Поэтому учение о четырех благородных истинах является одним из основных, способствующих раскрытию нашего сознания.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

05.06.13
8
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет