О положениях шаматхи. Продолжение

Третье основное положение, которое объясняет лама Цонкапа, – это как идти по пути развития шаматхи через девять стадий. Практика шаматхи делится на стадии, их всего девять. Вы продвигаетесь от первой стадии до девятой. И после девятой стадии вы достигаете шаматхи.

Лама Цонкапа очень ясно объясняет, в чём разница между первой и второй стадиями, и как продвигаться дальше. Дело в том, что если вы не знаете всего этого, то вы достигнете чего-либо, и вам покажется, что вы уже обрели шаматху. На самом деле это не так. Может быть, вы достигли четвертой стадии, а уже думаете, что достигли шаматхи. Поэтому вам необходимо знать все эти наставления, знать, чем отличается одна стадия от другой. Лама Цонкапа объяснял всё это на основе своего личного опыта. Ген Нима – мастер наших дней, который развил шаматху, – говорил: «Даже если кто-то сегодня, в наши дни, достигает шаматхи, ему нечего добавить к тому учению, которое дал лама Цонкапа, ничего нового он сказать не может. Нет никакого особого комментария, который уже не был бы изложен ламой Цонкапой в Ламриме. Поэтому, если строго следовать только тому, что написал лама Цонкапа в своём труде по шаматхе, этого как раз будет достаточно, чтобы развить шаматху, и добавить тут нечего».

Кхедруб Ринпоче говорил: «Не надо добавлять в Ламрим ничего лишнего и также не надо ничего оттуда убирать, исключать». Поэтому будет большой ошибкой думать, что сейчас времена изменились, и какая-то часть Ламрима уже не нужна для нынешних практиков.

Четвертое основное положение: как продвигаться от одной стадии к другой, опираясь на шесть сил. Именно эти шесть сил помогают вам продвигаться от более низких стадий к более высоким. Эти шесть сил очень важны. Без них, сколько бы вы себя ни заставляли, ни подталкивали, вам будет очень трудно продвигаться. Поэтому, для того чтобы достичь реального прогресса в практике шаматхи, вы должны опираться на эти шесть сил. Если у вас плохая концентрация и не получается медитировать, не надо себя за это бить и кричать: «Ну почему у меня не получается». Действуя таким образом, вы не сможете улучшить свою концентрацию.

Если в начале вашей медитации на шаматху вам кажется, что ваша концентрация стала хуже, чем раньше, это очень хорошо, это – знак прогресса, потому что до этого вы никогда не следили за своим умом и не проверяли, сильно ли он блуждает, не обращали на это внимание. Поэтому теперь, когда вы наконец-то обратили внимание на свой ум и стали проверять, насколько он блуждает, вам показалось, что он стал блуждать гораздо больше, чем раньше. Но в действительности, блуждает ваш ум не больше, чем обычно, это просто вы поняли, что такое блуждание ума, и как ваш ум отвлекается.

Но если у вас нет внимательности к своему уму, если, только приступив к медитации на шаматху, вы в первый же день говорите: «Я так замечательно медитирую, у меня очень хорошая концентрация. Я просидел четыре часа в медитации, и моя концентрация ни разу не нарушилась», – вот такие случаи опасны, и таким людям лучше отдохнуть, а не  медитировать. В буддизме говорится, что первый шаг к мудрости – это осознание собственных недостатков. Это действительно так, и вы должны помнить об этом.

Пятое основное положение: здесь лама Цонкапа объясняет четыре способа сосредоточения, вступления в сосредоточение. Существует четыре способа начала сосредоточения, то есть, можно вступить в сосредоточение с силой, можно это сделать без применения усилий. Очень важно знать, каким образом происходит ваше погружение в концентрацию. И на разных этапах развития шаматхи вы делаете это по-разному.

И, наконец, последнее, шестое основное положение. В этом разделе лама Цонкапа объясняет, как породить в себе шаматху, опираясь на все вышеупомянутые факторы. Как получить результат или плод этой практики. На этом учение шаматхи заканчивается – шесть основных положений. Не забывайте о них.

Итак, подведем итоги вышеизложенного и перечислим эти основные положения еще раз:

1) Благоприятные условия для развития шаматхи;

2) Применение противоядий от ошибок медитации;

3) Как идти по пути развития шаматхи через девять стадий;

4) Как продвигаться от одной стадии к другой, опираясь на шесть сил;

5) Четыре способа вступления в сосредоточение;

6) Достижение результата – шаматхи.

Вы должны выучить их наизусть, очень важно помнить эти основные положения.

30.06.13
37
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет