О характеристиках места для практики

Третье качество, третья характеристика благоприятного места – это место, где нет опасности для вашего тела, для вашего физического благополучия. Что под этим подразумевается? Там не должно быть никакой опасности наводнений, землетрясений, не должно быть диких зверей, которые бы могли представлять собой опасность для вашей жизни и здоровья. Но если там есть немного комаров, то ничего страшного. Они не представляют опасности для вашего здоровья.

Четвёртое качество благоприятного места заключается в том, что в этом месте должны быть друзья по Дхарме, братья и сёстры по Дхарме, которые занимаются той же практикой, что и вы. Считается, что в начале опасно заниматься практикой в полном одиночестве, лучше делать это в компании. Уединение, конечно, необходимо, но около вас должно заниматься той же самой практикой пять-шесть человек. Тем самым вы будете поддерживать друг друга. В самом начале опасно заниматься медитацией в одиночестве.

Это очень сложно психологически. Поскольку вначале тяжело заниматься медитацией в полном одиночестве, лама Цонкапа говорил, что это должно быть место с хорошей компанией, место, в котором рядом с вами находятся ваши друзья по духовным занятиям.

Окружающее вас общество не должно быть плохим. Это очень важно. В нехорошем обществе, в плохой компании очень легко приобрести недостатки. характеристика благоприятного места. Очень важно, чтобы у вас был тёплый дом, чтобы была удобная подушка для медитации, чтобы все предметы, необходимые для медитации, для медитативного сосредоточения, были у вас под рукой. В наши дни очень важно иметь, например, будильник – это тоже благоприятное условие для вашей практики. Для меня это очень благоприятное условие. Без будильника я легко могу проспать, и тогда, вместо пяти утра, я начинаю свою медитативную сессию в шесть, а то и в семь утра. Это всё из-за отсутствия будильника. Поэтому в наши дни очень полезно иметь будильник. Как только будильник прозвенит, вы сразу же встаете и идете делать практику. Когда вы занимаетесь интенсивной практикой, вы должны строго придерживаться расписания своих занятий, сессий, а будильник поможет вам в этой дисциплине.

Итак, перед началом вашего ретрита по шаматхе вы должны позаботиться о том, чтобы в доме, где вы медитируете, было всё необходимое вам, все необходимые благоприятные условия для развития шаматхи. Чтобы не произошло так, что вы ушли в ретрит и вдруг  через месяц вспомнили: «Ой, у а меня, оказывается, нет того-то!» И вам придётся выходить и искать этот предмет. За то время, что вы проведете в обществе, ваша концентрация ухудшиться. Это действительно так. Когда вы выходите из места вашего затворничества и начинаете общаться с людьми, ваша концентрация, качество вашего сосредоточения ухудшаются. Под рукой у вас должны быть все книги по шаматхе, всё, что вам нужно для занятий. Чтобы потом не оказалось, что у вас нет какой-то важной книги.

Итак, вы должны продумать, что вам понадобится в течение года, что вам будет необходимо во время вашего ретрита по шаматхе. Вам необходимо собрать все это заранее.

Вы должны в течение как минимум одного года интенсивно заниматься практикой шаматхи, после этого вам в любом случае необходимо со мной увидеться, поговорить. Даже если вы не разовьёте шаматху за это время, я скажу вам, когда необходимо будет повторить этот ретрит. Главное, чтобы вы занимались этой медитацией год, не меньше.

Одни ученики смогут за год развить шаматху, другие не смогут – у всех разные способности. Но даже если вы не разовьете шаматху за год, ничего страшного, всё равно ваша концентрация станет превосходной. Если вы не разовьете шаматху, вам надо будет отдохнуть, сделать перерыв. У вас обязательно должна быть решимость: в течение одного года интенсивно заниматься практикой шаматхи. Потом, в течение одного или двух лет вам нужно будет отдохнуть, позаниматься мирскими делами, а однажды я вам скажу: «Вот сейчас тебе настало время идти и опять развивать шаматху». И тогда, за вторую попытку вы, несомненно, сможете развить шаматху, а если не разовьёте – ничего страшного. Тогда с третьей попытки вы точно ее разовьёте.

У вас должна быть такая мотивация: даже если за первый год у меня не получится развить шаматху, я попытаюсь сделать это за второй год. Если за второй год не получится, я разовью ее за третий год. Вы не должны говорить, что вы ни на что не способны. В любом случае вы должны сказать себе: «В этой жизни я обязательно разовью шаматху!»

Таковы были пять характеристик благоприятного места, в котором следует развивать шаматху.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

02.07.13
16
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет