О благоприятных условиях для практики - блог №678311

Когда вы станете Буддой, вы не станете существом, полностью лишённым эмоций. Становиться таким существом бесполезно. Тогда уж лучше остаться человеком – у человека есть плохие эмоции, хорошие эмоции, он живой! А существо, лишенное эмоций, подобно статуе. Это ложная интерпретация. Многие люди считают, что буддизм стремится к избавлению от всех концепций и всех эмоций. Иногда, когда люди неправильно и слишком усиленнозанимаются дзенской медитации, Дзогченом или Махамудрой, их ум  становится черствым и бесчувственным. Это происходит от неверного понимания. И Махамудра, и Дзогчен, и Дзэн – это всё в равной степени хорошие практики, но нужно знать, как их выполнять. Если вы не можете правильно интерпретировать эти вещи, то вы можете совершить серьёзные ошибки во время практики.

Его Святейшество Далай-лама на одном из учений рассказал, что однажды к нему пришёл практик Дзэн-буддизма и сказал: «Я уже долгое время занимаюсь медитацией и развил очень хорошую концентрацию, но у меня становится все меньше и меньше человеческих чувств: сострадания, любви к людям. Появились какая-то отчуждённость от общества, нежелание общаться с людьми и желание жить в уединении». И он спросил у Его Святейшества, почему это так. Его Святейшество преисполнился состраданием к этому человеку и ответил: «Наверное, вы применяете какие-то неправильные техники». Потому что, когда человек занимается медитацией правильно, в результате практики у него возрастают позитивные чувства. У него появляется больше любви, больше сострадания, больше доброты к людям, возрастает желание проводить время с людьми, общаться с ними, появляется больше открытости, а не зажатости, отчуждённости от людей. Иногда люди получают не полное, не целостное учение, а какую-то отдельную инструкцию по медитации и тут же приступают к практике. Именно вследствие таких ошибок возникают столь плачевные результаты, как в этом примере.

Третье благоприятное условие – это удовлетворённость тем, что вы имеете. Вам вредно после начала ретрита слишком много ходить в гости к своим друзьям, которые занимаются практикой рядом с вами, потому что вы увидите, что у них в доме есть то, чего нет у вас, и вы начнете думать: «Почему у меня этого нет? Я тоже хочу иметь такой красивый колокольчик, дамару». Так что довольствуйтесь тем, что вы имеете, не надо иметь слишком много желаний! Сначала всё хорошо подготовьте, а потом не желайте того, чего у вас нет.

Нужно хорошенько подготовиться к ретриту, а затем, когда уже все приготовления завершены, больше ничего не хотеть, остановиться на том, что у вас есть, довольствоваться этим. У людей же психика работает по-другому, они сначала всё кое-как подготовят, а уже потом, после того, как начали ретрит, вспоминают, что им нужно еще то-то и то-то. В итоге так никогда и не придёт то время, когда вы сможете сосредоточиться на медитации. Вы будете всё время что-то собирать. Так что довольствуйтесь тем, что вы имеете, сосредоточьтесь только на одном – на развитии шаматхи.

Четвёртое благоприятное условие – это не заниматься мирскими делами. Даже если вас попросят возглавить ретрит по шаматхе, быть ответственным за коллектив людей, которые медитируют на шаматху, не надо принимать таких предложений. Наше эго иногда устраивает нам странные шутки. Полностью пресеките все свои дела и ничем, кроме шаматхи, не занимайтесь, чтобы вам не приходилось встречаться с людьми в силу вашей общественной деятельности. Это очень важно, это стратегически важная вещь. В противном случае вы десять лет проживёте в Курумкане и останетесь на прежнем уровне.

Почему? Потому что вы немножко помедитируете, потом поработаете, потом уделите время общественным делам. Вы не будете сосредоточены, сконцентрированы на главном.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

03.07.13
227
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store