О практике шаматхи. Продолжение - блог №679417

Я уже говорил вам, что духовная практика подобна марафонской дистанции, которая длится в течение большого количества жизней. Всё это время вам придётся бежать  без остановки. Поэтому, если вначале вы побежите слишком быстро, то, поскольку расстояние очень большое, вы устанете, выдохнетесь и перестанете бежать вообще. Хороший марафонец в начале дистанции бежит очень медленно, спокойно, он бережёт свои силы и не проявляетвнешне свои эмоции. А затем, постепенно, он начинает бежать всё быстрее и быстрее. А когда цель уже близка, он бежит очень быстро. Это очень хорошая тактика. Она применяется и в духовной практике: вначале вы должны бежать не слишком быстро, в первую очередь вы должны удостовериться, что двигаетесь в правильном направлении. В противном случае, весь ваш бег будет просто потерей времени.

Некоторые люди, когда знакомятся с духовными практиками, сразу же начинают бежать очень быстро, но в совершенно противоположном направлении. Потом они понимают свою ошибку и возвращаются назад. Мои Духовные Наставники всегда говорили мне, что в духовной области надо действовать медленно, но верно. И я перед нашим учением советую вам то же самое, я надеюсь, что этот совет будет вам полезен.

Теперь вернёмся к шаматхе. Породите в себе правильную мотивацию, скажите себе: «Сегодня я слушаю учение по шаматхе для того, чтобы достичь состояния Будды ради блага всех живых существ». Без развития шаматхи все остальные реализации просто невозможны, шаматха подобна фундаменту, на котором базируются все остальные реализации. Шаматха подобна сосуду. Без сосуда шаматхи вам не удержать нектар реализаций, вам будет некуда вливать и негде держать нектар реализаций. Итак, вы должны понять, что шаматха крайне необходима, без неё остальные реализации просто невозможны. Именно с такой мотивацией нужно слушать учение по шаматхе, основанное на труде ламы Цонкапы «Ламрим Ченмо».

Существует множество текстов, множество наставлений по развитию шаматхи. Но в одних текстах содержатся какие-то одни инструкции, а других сущностных наставлений там нет, в других текстах – другие, но тоже чего-то не хватает. А лама Цонкапа собрал воедино все наставления по шаматхе, которые только мог найти в первоисточниках. Он взял такие труды как «Абхисамаяаланкара» и «Этапы медитации», все сутры, в которых говорится о шаматхе, и объединил их в своем труде. Поэтому это учение является таким всесторонним и целостным. После того, как вы изучите наставления по шаматхе, изложенные в Ламриме, ни в каких других текстах вы не найдете для себя ничего нового, потому что все существующие инструкции по шаматхе уже содержатся в Ламриме.

Сам Будда очень превозносил шаматху. Как я уже говорил вам, лама Цонкапа объяснил учение по шаматхе в шести основных разделах. И Пабонгка Ринпоче, давая комментарии на Ламрим, объяснял шаматху в шести частях.

Мы с вами уже обсуждали первое положение: благоприятные условия для развития шаматхи. Они очень важны. Если вы упустите хотя бы одно из этих благоприятных условий, то даже если будете медитировать в течение тысячи лет, шаматху вы развить не сможете. Если же вам удастся собрать все эти благоприятные условия, если вы знаете, как правильно медитировать, и будете медитировать строго в соответствии с инструкциями, то вы сможете развить шаматху за такой короткий срок, как шесть месяцев или год. В этом отношении нет никакой разницы между тибетцем и не тибетцем. Если вы будете правильно делать практику, если вы будете строго соблюдать все инструкции, то вам действительно будет легко развить шаматху.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

04.07.13
295
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store