Об ошибках в практике шаматхи - блог №681957

 

Итак, переходим к пяти ошибкам медитации. Первая из этих ошибок – это лень. Вы должны понимать, что различают три вида лени. Из-за своей лени вы изначально не испытываете желания развить в себе шаматху – это основное препятствие. Вы знаете, что достичь шаматхи очень важно, но думаете, что не способны на это. Вначале лень не позволяет вам заняться практикой шаматхи, всередине она не позволяет вам её продолжить, а в конце лень мешает вам достичь желаемого результата. Поэтому все великие мастера прошлого говорили, что лень является первым и основным препятствием в развитии шаматхи.

Итак, существует три вида лени. Первая из них – это лень, связанная с тупостью, с апатией, с вялостью, с таким состоянием, когда вы не хотите заниматься практикой. Лень, связанная с тупостью, – это состояние, при котором у вас есть желание куда-нибудь сходить, посмотреть телевизор, поесть, а потом лечь спать, то есть состояние, когда нет желания заниматься медитацией.

Второй вид лени связан с откладыванием практики на потом. При этом виде лени вы говорите: «Сейчас я пока занят, когда я закончу все свои важные дела, тогда я и займусь практикой». А когда вы всё время говорите «потом», «я займусь этим потом», то в итоге вы никогда так и не дойдёте до этой практики, потому что рано или поздно вы умрёте.

Есть история об одном учителе и его ученике. Этот учитель заставлял своего ученика очень много работать, давал ему много поручений. И ученик как-то спросил его: «Когда же мы, наконец, отправимся на пикник? Я всё время только и делаю, что работаю, когда же мы будем отдыхать?» Учитель ему на это ответил: «Потом, когда мы закончим дела. Когда мы закончим с этими делами, то тогда мы отправимся на пикник». Но когда эта работа была закончена, он дал своему ученику другую работу, и на очередной вопрос о том, когда будет пикник, сказал: «Вот эту работу закончим и сразу отправимся на пикник». И вот, однажды этот учитель с учеником куда-то пошли, и по дороге они увидели, как вдалеке идут четыре человека и несут покойника. Учитель не разглядел эту процессию и спросил своего ученика: «Куда идут эти люди?» Ученик на это ответил: «Один из них закончил все свои дела, и теперь его несут на пикник».

Такова лень, связанная с откладыванием практики на потом. Вы думаете, что когда-нибудь, когда вы закончите всю свою работу, все свои дела, вы, наконец-то, займётесь шаматхой. Но когда вы закончите все свои дела, вы отправитесь практиковать шаматху на кладбище. Вас закопают в землю, вы будете лежать в гробу, и ваше тело будет безупречно неподвижным, как раз идеальное положение для практики шаматхи. Но, когда вы умрёте, будет уже поздно практиковать, поэтому не надо слишком часто говорить «потом», «позже». Постарайтесь побороть в себе лень, связанную с откладыванием практики на потом.

А третий вид лени – это лень, связанная с комплексом неполноценности. Вы думаете: «Я на это неспособен, другие люди, может быть, способны, но у меня не получится». Это тоже лень. Это лень, связанная с низкой самооценкой. Всё возможно, и вы должны это понимать, но некоторые вещи не даются легко. Вы все можете развить шаматху. Будда отчетливо пророчествовал о том, что даже крошечное насекомое может стать буддой, почему же вы не можете развить шаматху?! Поэтому, для того, чтобы бороться с ленью, которая связана с низкой самооценкой, с чувством неполноценности, скажите себе: «Если по пророчеству Будды даже крошечное насекомое способно стать буддой, то неужели я, если буду практиковать усердно и искренне, не смогу достичь реализации шаматхи?!»

Итак, я тоже могу вам пророчествовать о том, что все вы способны развить шаматху. Но то, насколько быстро у вас это получится, зависит от вашего усердия. Если вы полностью усвоите все техники, связанные с развитием шаматхи, и будете применять искусные методы, будете практиковать искусно, то вы очень быстро достигните результата. В противном случае на это уйдёт больше времени, но вы все, абсолютно все, способны развить шаматху. Самый короткий период, за который человек может развить шаматху, минимальный срок развития шаматхи – это шесть месяцев. Многим тибетским мастерам удалось развить шаматху за полгода. У некоторых на это ушёл год, у некоторых ушло два или три года. А некоторые не смогли развить шаматху даже за пять лет, потому что совершали ошибки во время практики шаматхи

Атиша сказал, что если отсутствует хотя бы одно из условий, благоприятных для развития шаматхи, или ответвлений практики шаматхи, то вы не сможете развить шаматху даже за тысячу лет. Так что очень важно обеспечить все необходимые условия и соблюсти все требования.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

07.07.13
351
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store