О практике шаматхи. Продолжение

Во время медитация шаматха самой первой ошибкой, которую мы допускаем, является лень. Я уже рассказывал вам, как применять противоядия от лени. Очень важно размышлять о преимуществах медитации шаматха, тогда вдохновение появится у вас само собой. Очень важно размышлять о преимуществах тренировки ума, о преимуществах даваемых хорошей формой ума. И тогда вы почувствуете: «Мне очень повезло, что я получаю учение о том, как держать себя в форме в ментальном отношении, держать свой ум в хорошей форме». Тогда вам захочется медитировать. Чем лучше вы будете понимать преимущества тренировки ума, тем больше вам будет хотеться медитировать. Если же вы не понимаете преимуществ тренировки ума, то у вас не может быть желания тренировать свой ум. Итак, вдохновение устранит, победит вашу лень. А лень – это первая ошибка, препятствующая вашей медитации шаматха.

Вторая ошибка – это забывание объекта медитации. И об этом я вам как раз только что говорил. Когда вы медитируете на образ Будды, то в течение, может быть, одной минуты вы будете держать на нем свое внимание. А через минуту вы полностью забудете, какой медитацией вы занимались, и на чем вы концентрировались. То есть ваш ум побежит в разные стороны, он побежит на вашу дачу, в ваш офис, к вашим друзьям, и потом вы начнете либо мысленно пересчитывать свои деньги, либо перебирать свои планы. А потом вы спохватитесь и скажете: «Что это я, собственно говоря, здесь делаю, чем я занимался только что?». И вот тогда-то мы с вами и дойдем до второй ошибки, то есть забывания объекта медитации.

Как я уже говорил вам, для того чтобы достичь успеха в медитации шаматха вам нужно устранить все ошибки медитации. Как только вы устраните все ошибки медитации, шаматха очень скоро породится в вашем уме. Вы должны знать, каковы противоядия от ошибок медитации для того, чтобы эффективно их устранять. Например, противоядием от забывания объекта медитации является внимательность. Во время медитации вы должны развивать в себе внимательность. В своей повседневной жизни вы тоже должны развивать внимательность, это качество очень необходимо для медитации.

Сначала я расскажу вам, что такое внимательность. Без развития внимательности медитация шаматха не принесет никаких плодов, даже если вы будете хоть десять часов сидеть в строгой позе и пытаться медитировать. Вы не добьетесь никаких успехов, если при этом у вас не будет внимательности. Поэтому внимательность очень важна. И, в частности, она является противоядием от ошибки забывания объекта медитации. Поэтому, во время медитации, делайте упор именно на развитие внимательности.

У внимательности есть три характеристики. Первая – это характеристика объекта, объекта медитации. Это должен быть знакомый объект. В нашем случае – это маленький образ Будды размером с большой палец на руке. Это и есть ваш знакомый объект. Вторая характеристика – это незабывание этого объекта, незабывание объекта медитации. И третье – удержание, удержание этого объекта. Эти три характеристики вкупе и означают внимательность.

Сущность шаматхи как раз и заключается в развитии внимательности. У вас есть один знакомый вам объект – это Будда. Вы стараетесь не забывать этот объект, во-первых, и удерживать на нем свою концентрацию, во-вторых. Это и называется шаматхой. И благодаря этому вы постепенно подчиняете себе свой ум, который вначале подобен дикому слону. Сейчас наш ум очень похож на дикого слона, мы совершенно неспособны подчинить его себе. И поскольку наш ум дикий и необузданный, он все время убегает в разные опасные места, и из-за этого мы страдаем. Если же наш ум станет укрощенным, подчиненным нам и будет бывать только в безопасных местах, у нас не будет страданий.

Если наш ум не будет выходить за границы позитивного мышления, то есть в те места, которые опасны, если он будет находиться в рамках, в пределах позитивного мышления, то покой нашего ума будет совершенным и безупречным. Вначале вы должны сами понять насколько диким и необузданным является слон вашего ума. Вы это поймете очень легко, попытавшись сконцентрироваться на образе Будды.

Когда вы установите перед собой этот образ и будете пытаться на нем концентрироваться, вы увидите, что очень скоро он от вас ускользнет. Лама Цонкапа и другие тибетские мастера рекомендовали начинающим в качестве объекта для медитации брать образ Будды.

Есть и другой объект медитации – это ваш ум. Но на уме концентрироваться очень сложно, гораздо труднее, чем на образе Будды. Что такое ум? Это очень тяжело понять. Несмотря на то, что вы очень четко видите образ Будды, вам сложно удерживать на нем свое внимание. А ум не имеет формы, вы не можете его увидеть. Так как же вы сумеете сконцентрироваться на нем? У вас нет образа ума, вам не на чем концентрироваться. И в особенности, ясный свет ума, пока он находится за пределами вашего воображения, пока он совершенно для вас непостижим. Как же вы можете медитировать на ясный свет, если вы неспособны даже понять, что это такое. Вы не можете ни представить, ни вообразить себе, что такое ясный свет. Поэтому очень важно начать с простых техник, а затем в будущем вы сможете перейти к более продвинутым.

Если же вы сразу перепрыгнете на продвинутые техники, то это будет самообманом. В этом случае ваше эго вас будет обманывать. Асанга говорил: «Объект медитации, подобен колонне, внимательность подобна веревке. Привяжи дикого слона своего ума к колонне  объекта медитации веревкой внимательности. Когда дикий слон ума будет порываться вырваться и убежать в сторону от объекта медитации, бей его по голове крюком бдительности. В этом и заключается медитация шаматха». В эту фразу на самом деле включены все сущностные наставления. Не забывайте ее.

Таким способом можно усмирить даже дикого слона. А если человек может усмирить дикого слона – почему человек неспособен усмирить свой собственный ум? Мы можем укрощать диких слонов, мы можем тренировать собак, так почему же мы неспособны укротить и натренировать свой собственный ум? Основная ошибка людей, основная причина, по которой мы неспособны укротить свой ум, – это неразмышление о  преимуществах и необходимости укрощения своего собственного ума. Мы не думаем о необходимости тренировки ума, мы думаем, в основном, о материальных вещах. В этом основная ошибка.

Для того чтобы развить внимательность, крайне важно быть внимательным ко всем своим занятиям в повседневной жизни. Когда вы, например, идете куда-то, не думайте о посторонних вещах, концентрируйтесь на ходьбе. На самом деле, это так называемая «медитация при ходьбе», о которой очень много говориться в традиции Тхеравада. В тибетском буддизме нет какой-то специальной медитации при ходьбе, но, однако, как раз о ней я сейчас и говорю. Концентрация ума на ходьбе поможет вам развить внимательность и концентрацию. Вы должны ходить осознанно. Что бы вы ни делали, вы должны делать внимательно, осознавая каждое свое движение и все, чем вы занимаетесь в данную минуту.

Это очень важно. Это поможет вам развить внимательность.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

11.07.13
22
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет