О срединном пути - блог №687219

 

Что такое настоящее? Настоящее – это каждый новый момент. А тот момент, который был до того, – это уже прошлое. Каждый момент, который проходит, все, что мы говорим, делаем и так далее, каждый момент этого уходит в историю, становится историей, прошлым. Например, если вам кто-то сказал: «Ты самый великий человек на земле», – то уже в следующий момент эти словастали историей. Зачем о них думать, они уже прошли, уже кончились, и вновь этого же момента с вами не произойдет.

А если кто-то сказал: «Ты дурак», то через мгновение эти слова тоже уже отошли в прошлое. А вы же постоянно цепляетесь за то, что уже прошло, за то чего уже нет, за прошлое. Вы говорите: «Меня назвали дураком». Ну и что, в данный момент он же не называет вас дураком, в следующий момент он же не повторил: «Ты дурак». А вы постоянно цепляетесь за прошлое и продолжаете гневаться на прошлое. Вы повторяете: «Он сказал, что я дурак! Как он посмел назвать меня дураком». Это же уже история, это уже прошло и кончилось. И в тот момент, когда вы сердитесь, гневаетесь на человека, который назвал вас дураком, он, может быть, уже осознал свою ошибку и говорит: «Я назвал его дураком, я был не прав, на самом деле он очень умный». Может быть, он сейчас говорит это, а вы на него злитесь. Может быть, сейчас он говорит что-нибудь хорошее про вас.

Итак, если вы способны таким образом оставаться в настоящем моменте, то вы будете все больше и больше понимать, что все что с вами происходит подобно спектаклю. Вы будете понимать, что с каждой минутой это уходит в прошлое, и, на самом деле, у вас нет повода для восхищения и радостного возбуждения, и нет большого повода для депрессии. Если вы будете стараться пребывать в таком осознании, то у вас будет возможность, рано или поздно познать, что такое непостоянство. Сейчас я даю вам сущностные наставления великих мастеров прошлого. Это очень практичные наставления. Они кажутся простыми, но, на самом деле, это очень глубокое учение. Это те советы, которые давал Миларепа, которые давал Лама Цонкапа, которые давали великие мастера Кадампы. Это невероятные наставления.

Эти люди жили много столетий или тысячелетий назад, но их наставления, их советы не утратили своей актуальности. Они по-прежнему очень и очень полезны. Для человека, у которого есть мозги, подобное учение просто бесценно. А если в голове пусто, ничего нет, то тогда эти учения не будут восприняты. Одна пословица гласит, что если ослу в ухо засунуть камень, он мотнет головой, и камень вылетит. А если ослу в ухо засунуть кусок золота, он также мотнет головой, и золото тоже вылетит. То есть ослу нет никакой разницы, он не отличает золота от камня.

Все эти учения – это наставления о нашей повседневной жизни, наставления о том, как сделать нашу повседневную жизнь более значимой, более осмысленной. Если вы усвоите и примените на практике хотя бы один из этих советов, если вы будете жить согласно этому совету, ваша жизнь будет более осмысленной. А если вы сможете усвоить и применить все эти наставления, то ваша жизнь обретет совершенный смысл. Очень важно усвоить и запомнить все эти советы, потому что в вашей жизни вы будете встречаться с большим количеством самых разнообразных условий и обстоятельств, и вы должны уметь применить какое-то лекарство, какое-то наставление в каждой ситуации для того, чтобы справляться с теми или иными проблемами.

Еще один совет состоит в следующем: не цепляйтесь за свои мысли, не следуйте за ними. Какая бы мысль ни приходила к вам в голову, не следуйте за ней, но и не пытайтесь остановить, подавить ее. Если вы будете пытаться остановить какую-то мысль, подавить ее, то она будет всплывать в вашем уме снова и снова. Например, если вы будете говорить, приказывать себе не думать о том-то или о том-то, то эта мысль, которая для вас так нежеланна, будет возникать снова и снова с удвоенной силой. И если вы будете пытаться подавить негативную эмоцию или негативную мысль, она будет становиться еще сильнее, возникать чаще. В этом случае есть опасность впасть в депрессию. Это тоже ошибка.

Многие духовные практики, поскольку они не знают, как правильно практиковать, пытаются подавить в себе негативные эмоции и достигают обратного результата – негативные эмоции усиливаются. Психологи тоже приходят к подобным же выводам, действительно, под советами некоторых психологов есть основание. Они, например, говорят: «Не пытайтесь подавить в себе гнев, потому что чем больше вы его в себе давите, тем больше он накапливается, и, в конечном итоге, рано или поздно, вы взорветесь». И правда, когда вы давите в себе гнев, он постепенно накапливается и накапливается, и в какой-то момент происходит взрыв. Поэтому психологи и советуют людям проявлять, выражать свой гнев.

Но это тоже неправильно. Если вы все время проявляете свой гнев, то вы, тем самым, привыкаете к гневу, и у вас возникает привычка гневаться и раздражаться. В силу этой привычки вы будете все время гневаться и раздражаться. Вы будете гневаться, когда пьете чай, гневаться, когда смотрите телевизор, постоянно будете злиться. Если вы услышите, как на улице поет птица, вы разгневаетесь на эту птицу. Вы скажите: «Эта птица все время мне мешает», – и кинете в нее камень. Это опасно.

Итак, нужен срединный путь. Что такое срединный путь? Не выражайте свой гнев, но и не давите его. Самое лучшее, что вы можете сделать – это просто отпустить свой гнев, поняв ситуацию, поняв, что нет смысла гневаться. И не надо снова и снова обдумывать ту тему, которая вас разозлила, которая вызвала в вас гнев. Смените тему, подумайте о чем-то более интересном. Итак, самое лучшее, когда вы разозлились на что-то, когда у вас возникли какие-то негативные эмоции, вы должны сказать себе: «Все, хватит, мне надоело об этом думать, лучше я подумаю о чем-нибудь более интересном». Переключите свое внимание на что-то другое.

Не следуйте за эмоциями, которые вызывают в вас депрессию, но и не пресекайте их в себе, не давите их. Просто старайтесь пребывать в настоящем, настоящее – это всего лишь мгновение. И вам даже не нужен никакой объект медитации. Не поступайте так все время, но иногда вы должны просто пребывать в настоящем моменте и понять, что такое настоящее. Но если вы все время будете пребывать только в настоящем, вы тоже станете странными.

Вы должны знать, в какие моменты вы можете заниматься медитацией на ясный свет или на осознание себя в настоящем моменте. Если же вы будете все время осознавать себя в настоящем или концентрироваться на ясном свете, вы будете ненормальными. Например, вы не можете вести машину, пребывая в настоящем, вы попадете в аварию. Вы должны понимать, когда можно выполнять такую медитацию, а когда нужно делать что-то другое.

Например, упражнения, физические тренировки очень полезны, но мы же не занимаемся упражнениями, когда едим. Если мы будем качаться даже во время еды, что у нас получиться из этого? Итак, когда мы едим, надо просто есть, а когда идем в спортзал, надо заниматься там упражнениями на тренажерах. А иногда мы все это мешаем в одну кучу. Не надо так поступать, это не правильно.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

12.07.13
308
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store