О практике шаматхи. Продолжение

Возьмем изображение Будды размером с большой палец. У всех вас дома должно быть такое изображение. Визуализируйте золотого Будду в пространстве перед собой. Вы должны представлять его сияющим, живым. Сначала вам нужно внимательно рассмотреть это изображение, при этом у вас должна быть сильная решимость. Скажите себе: «Я не позволю своему уму отклониться в сторону от этого объекта медитации».

Итак, в первую очередь очень внимательно смотрим на изображение. Затем, закройте глаза и сначала ищите этот объект, потом обнаружьте его, удержите его и пребывайте на нем.

Просто пребывайте, даже если он неясен, даже если он нечеток, и в нем нет яркости, просто пребывайте. Теперь откройте глаза.

Когда вы смотрите на Будду, когда вы пытаетесь воспроизвести его образ в памяти, вы должны понимать и все время осознавать, что это живой Будда. То есть у вас обязательно должно быть чувство, сильная вера, и уже с этой сильной верой вы однонаправленно сосредоточиваетесь на этом образе. Но не надо медитировать больше двух минут. Через две минуты вы должны открыть глаза, посмотреть на изображение Будды и начать сначала – это очень важно. Потому что качество практики гораздо важнее, чем длительная медитация, которая лишена чистоты. Очень важно помнить об этом.

Каждый день пытайтесь пять раз сосредотачиваться по две минуты. Это гораздо эффективнее, чем четыре часа неумелых занятий. В повседневной жизни просто смотрите на изображение Будды, закрывайте глаза, пытайтесь воспроизвести его в памяти, вместо того, чтобы скучать по кому-то или злиться на кого-то. Вместо того чтобы разглядывать фотографию своей подруги или своего друга, смотрите лучше на изображение Будды и думайте: «В будущем я разовью шаматху, а пока я тренируюсь в запоминании объекта медитации».

Некоторые люди жалуются, что они не способны визуализировать Будду. Но все вы прекрасно запоминаете и визуализируете те объекты, к которым привязаны, например, лицо своего друга или подруги вы можете вспомнить очень четко. Все зависит от тренировки, от силы привыкания. Поскольку вы все время смотрите на объект своей привязанности, вы его запоминаете так хорошо, что стоит вам закрыть глаза, как он очень явственно всплывет перед вами. В этом случае вам не надо искать объект медитации (точнее объект привязанности), не надо его обнаруживать, вы закрываете глаза – и вот он моментально перед вами. Даже если вы не хотите думать о нем, этот образ человека, к которому вы привязаны, сам возникнет перед вами.

Вместо того чтобы думать только об объектах привязанности, вы должны приучить свой ум к священному образу Будды так, чтобы он четко возникал в вашем уме, когда вы закрываете глаза. Вы должны изменить механизм своего ума в лучшую сторону. Поэтому, когда вы лежите и отдыхаете, вы должны просто брать изображение Будды и разглядывать его, разглядывать, пытаться запомнить. Это очень хорошая подготовка к вашей будущей медитации шаматха. Также вам нужно изучить изображение пяти дхьяни-будд. Запомните, как выглядит Вайрочана, как Амитабха и так далее, потому что в будущем я дам вам технику, связанную с пятью дхьяни-буддами, чтобы вы могли развивать шаматху на основе пяти дхьяни-будд.

Итак, смотрите на изображение, затем закрывайте глаза, пытайтесь воспроизвести образ в памяти. Сейчас это ваша основная практика. То есть, когда вы устаете от своих домашних обязанностей и дел, вы просто должны либо удобно сесть, либо лечь, взять изображение Будды, и вместо того, чтобы думать о своих мирских проблемах, вам лучше всего просто сосредоточиться на этом образе Будды и тогда в уме будет полный покой.

Вы должны чередовать сеансы созерцания общего образа Будды с сеансами аналитического созерцания Будды по частям. Периодически вам нужно рассматривать конкретные детали, начиная с его макушки: ушниша, глаза, рот, одежда, положение тела, чаша для подаяния. Все это нужно рассматривать очень подробно сверху вниз, а затем снизу вверх. Сначала вы медленно опускаетесь сверху вниз, потом вы поднимаетесь снизу вверх. После этого образ у вас будет гораздо яснее и четче, чем раньше, потому что вы будете помнить детали.

Не надо визуализировать объект медитации слишком высоко, он должен находиться на уровне вашего лба. Но если у вас склонность к чрезмерному блужданию ума, то можно немножко опустить объект до уровня горла. И затем, когда вы удерживаете объект медитации, вы не должны его удерживать ни слишком сильно, ни слишком слабо, вы должны найти срединный путь. И здесь приводится такой пример: вы держите в руке очень тонкую, очень хрупкую фарфоровую чашку, если вы будете ее держать слишком крепко, то вы ее просто раздавите, а если вы будете держать ее слишком слабо – вы ее не удержите, она упадет на пол и разобьется.

Какая здесь ошибка? Если вы будете слишком сильно напрягать свой ум, слишком крепко держаться умом за объект медитации, то у вас повысится блуждание ума. И в этом заключается механизм. Так что не забывайте об этом. Поэтому, если ваш ум слишком сильно или слишком легко начинает блуждать, это означает, что вы слишком крепко цепляетесь за объект медитации. А если вы слишком ослабите свою концентрацию на объекте, то вы начнете медленно засыпать, клевать носом. Это признак того, что ваша концентрация слишком слаба. Это все равно, что чашка выпадает из ваших рук и падает на пол, и после этого вы занимаетесь йогой сна в течение двух часов, сидите в позе медитации и похрапываете. Так что не надо слишком ослаблять концентрацию. Это является причиной умственной вялости, притупленности.

Великие мастера говорили, что очень важно знать, как правильно держать концентрацию на объекте, потому что если вы будете слишком крепко, слишком сильно ее держать, то у вас будет блуждать ум, а если слишком слабо, то появится притупленность, вялость ума.

Удерживать объект медитации не слишком крепко и не слишком слабо очень трудно, и поэтому, как говорится, мало кто достигает шаматхи.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

15.07.13
20
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет