О практике шаматхи. Продолжение

Слово «медитация» очень популярно на западе, особенно в Европе, но если вы хотите заниматься медитацией, вам необходимо получить полное учение о том, как правильно медитировать. А если вы не знаете техники, то лучше не преступать к медитации вообще.

Кхедруб Ринпоче сказал, что если вы хотите заниматься медитацией, то вы должны уметь медитировать, знать как медитировать, если вы не знаете этого, то лучше вообще не медитировать, лучше просто быть добрым и читать мантры. Потому что если вы займетесь какой-то странной, неправильной медитацией, то достигните довольно странных результатов. И в том, что касается медитации, я прошу вас последовать моему примеру: сначала нужно выяснить, в чем заключается самая простая реализация и добиваться сначала простых реализаций, – я сам так поступаю и вам советую.

Когда я был очень молод, я спрашивал у своих духовных наставников о том, какова самая легкая медитация в буддизме и каков самый простой способ достичь реализации. Все они в один голос говорили мне, что самая простая медитация и самая быстрая реализация – это реализация в медитации шаматхи, которой занимаются как буддисты, так и небуддисты, и достичь реализации в этой практике можно даже за полгода. Хотя теоретически я всегда знал, что буддийское учение очень чистое, но на практике я спрашивал своих учителей, говорил им, что хочу удостовериться в том, что всех этих реализаций, о которых говорится в буддизме, действительно можно достичь.

Я хочу, чтобы вы понимали, что между буддийской теорией и буддийской практикой нет непроходимой пропасти, потому что вся теория как раз и предназначена для практики.

Буддийская теория – это то, что вы должны применить на своей практике и в чем вы должны достичь реализации. Нет такого, чтобы теория была одним чем-то, а практика и реализация – чем-то другим. Лама Цонкапа тоже очень строго говорил о том, что нельзя думать, что теория – это что-то одно, а практика – это нечто совершенно другое, и опровергал слова тех, кто утверждал подобное.

Теория сама по себе предназначена для практики. Как на основе научных теорий ученые проводят практические эксперименты и достигают результатов, так и то учение, которое вы сейчас получаете, является теорией о том, как развить шаматху. Получив, прослушав это учение, вы должны будете применить его на практике для того, чтобы достичь результата – шаматхи. Но эти наставления сработают только тогда, когда вы будете применять их целостно, то есть будете применять на практике все наставления, ничего не упуская. Если вы что-то упустите, вы не достигните результата. Но если вы целиком и полностью возьмете их на вооружение, будете применять их все до единого, то уже за шесть месяцев вы сможете развить шаматху.

А для этого вы должны иметь очень много информации, вы должны знать шесть благоприятных условий для развития шаматхи, вы должны знать, в чем заключаются пять ошибок медитации и в чем состоят восемь противоядий от этих ошибок. Если у вас нет восьми противоядий от пяти ошибок медитации, если вы не будете их применять, то ваши ошибки останутся, вы их не устраните и, следовательно, не достигнете никакого прогресса в медитации. Помимо всего этого вы должны знать, в чем заключаются девять стадий развития шаматхи, как продвигаться от первой стадии ко второй, как продвигаться от второй стадии к третьей и так далее. Тогда, если вы знаете все эти стадии, знаете последовательность, знаете характеристики каждой из них, вы сможете следить за ходом своей практики и отмечать есть в ней прогресс или нет.

Помимо этого, вы должны знать, в чем состоят шесть сил, потому что вы продвигаетесь по всем девяти стадиям с помощью этих шести сил. Кроме этого вы должны знать четыре способа вступления в медитацию. Вы не должны все время начинать медитацию одинаково, с усилием, существуют разные способы начала медитации: с усилием, без усилия и так далее. Если вы будете знать эти четыре способа вступления в медитацию, вы также должны будете понимать на какой стадии какой из этих способов вам необходимо применить.

Если вы будете знать все эти наставления в полной форме, в полном объеме, то в будущем, после того, как вы завершите практики нендро, хотя бы основные практики нендро, вам надо будет заняться интенсивной медитацией шаматха. Тогда, несомненно, у вас будете возможность развить шаматху.

Я сам очень хочу добиться реализации шаматхи. Плоды шаматхи просто необычайны. После обретения шаматхи все остальные медитации станут для вас легкими, они начнут приносить вам удовольствие, и вам будет очень легко достигать других реализаций. На основе шаматхи вы сможете гораздо легче достичь реализаций отречения, бодхичитты, познания пустоты, потому что ваш ум станет необычайно проницательным, он будет таким ясным, что у вас будет ощущение, что вы способны пересчитать все частицы этого мира. И на основе шаматхи очень легко обретается ясновидение.

Люди достигают этой реализации и в наши дни, но просто не рассказывают о том, чего они достигли, держат это втайне. Если они что-то кому-то рассказывают, то говорят только своим очень близким друзьям, но далеко не всем. Один из моих друзей, который раньше приезжал в Бурятию, сейчас живет и практикует в Тайланде. Когда он уезжал в Тайланд развивать шаматху, он сказал мне на прощанье: «Если я не достигну реализации шаматхи в Тайланде, я тебе не позвоню, а если достигну – позвоню». И вот он позвонил мне.

Однажды утром раздался звонок, это был он, он у меня спросил: «Как дела», – и я ему ответил: «У меня все нормально, а как твоя медитация?» Он сказал: «Я же тебе говорил, что если я не достигну реализации, то не позвоню». Я был очень рад, что он достиг этой реализации и даже испытал чувство белой зависти по отношению к нему, я подумал: «Если бы я не давал учение здесь в России, я бы тоже уже достиг реализации шаматхи».

Когда он мне об этом рассказал, я очень вдохновился, я очень порадовался. Он очень счастлив в Тайланде, сейчас он носит хинаянские одежды. Хотя внутри он практик Махаяны, но ведет себя как практик Хинаяны. Я его предупредил перед отъездом: «Не стань практиком Хинаяны». Он сказал: «Это невозможно. Бодхичитту никто не может увидеть. Так что в душе, в сердце, я делаю все возможное, чтобы никогда не отступать от бодхичитты». Он все еще там, в Тайланде, я хочу, чтобы он приехал в Россию. Итак, когда у вас есть шаматха, все остальные реализации становятся легки для вас и у вас появляется только одно желание – медитировать. Вам не хочется общаться с людьми, жить в обществе, как-то взаимодействовать с этим обществом, у вас нет желания давать кому-либо учений, вам хочется только медитировать. И я чувствую, что как раз это с ним сейчас и происходит.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

16.07.13
13
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет