О практике шаматхи. Продолжение

Для того чтобы продвигаться вперёд в развитии концентрации, очень важно применять искусные средства, быть искусным в этом деле. Один великий Наставник говорил по этому поводу: «Если вы будете держаться за объект слишком крепко, возникнет блуждание ума, если слишком ослабить концентрацию, возникнет притуплённость ума. Найти эту золотую середину очень тяжело, именно поэтому тяжело достичь шаматхи».

На первой стадии шаматхи не надо медитировать слишком долго. Постарайтесь сохранять концентрацию в течение одной-двух минут, затем сделайте перерыв, откройте глаза, а потом снова приступайте к сосредоточению. В начале надо медитировать такими небольшими периодами. На этом этапе самая главная задача – это развить внимательность как можно больше, как можно лучше, то есть как можно дольше сохранять своё внимание на объекте. Одна большая сессия вашей медитации должна состоять из ряда сеансов сосредоточения, длящихся одну-две минуты, Одну-две минуты вы пытаетесь сконцентрироваться на объекте, потом открываете глаза, встряхиваетесь, расслабляете своё тело и снова сосредотачиваетесь, затем опять делаете перерыв.

Первая стадия шаматхи достигается благодаря первой силе, на основе первой силы – силы cлушания. Опираясь на силу слушания, вы достигаете первой стадии. Это означает, что, получая эти наставления от своего Духовного Учителя, вы понимаете технику, понимаете, как достичь первой стадии шаматхи, и, применив эти наставления, достигаете первой стадии – это не так-то трудно. Например, в силу слушания сегодняшнего учения, которое вы получаете от меня, вы можете достичь первой стадии шаматхи.

В начале, когда вы будете пытаться сосредоточиться, ваш ум уже через несколько секунд будет отклоняться в сторону от объекта, и вы не сможете удерживать его даже такое короткое время. Но, памятуя о тех наставлениях, которые я вам дал, и, применяя их, постепенно вы сможете удерживать сосредоточение в течение одной минуты. Вы достигнете первой стадии, когда обретёте способность удерживать концентрацию в течение одной минуты без блуждания и притуплённости ума. Вы на своём опыте почувствуете, что у вас возросло блуждание ума, это будет ваш первый опыт этой практики. Когда это произойдет, это будет признаком того, что у вас улучшается сосредоточение. Почему так происходит?

Концепции подобны движению машин по дороге. Если вы, например, никогда не придавали значения тому, сколько машин едет по шоссе рядом с вашим домом, а потом вдруг решили обратить на это внимание, выглянули в окно и смотрите на дорогу, то вам кажется, что сегодня машин гораздо больше, чем вчера или в любой другой день. Но в действительности машин ровно столько же, сколько обычно, просто до этого вы не обращали на них внимания, сейчас вы впервые заметили эти машины, стали их считать и отдаёте себе в них отчёт, поэтому вам кажется, что машин гораздо больше. Точно также с концепциями. Вам покажется, что у вас стало больше концепций в уме. А в действительности концепций не стало больше, вы просто впервые начали осознавать этот поток концепций в своём уме, наблюдать, как он проходит, течет в вашем уме.

Вторая стадия называется «продолженная установка». Это означает, что благодаря подобной тренировке, если вы будете вновь и вновь практиковать эту медитацию, вы сможете продолжать удерживать ум на объекте вдвое дольше, чем раньше, то есть вы сможете пребывать на объекте без блуждания и вялости или притуплённости ума уже в течение двух минут. На этом этапе у вас возникнет опыт, ощущение того, что ваши концепции начали успокаиваться. Они как бы приостановили свой бег, сделали передышку.

То есть ваши концепции стали гораздо менее активными, чем раньше. Вторую стадию вы достигаете на основе силы обдумывания.

Что здесь означает сила обдумывания или сила размышления? Сейчас я объясняю девять стадий в сочетании с шестью силами, объясняю, как они связаны между собой, их взаимосвязь. Первую стадию вы достигаете, опираясь на силу слушания. Вторая стадия основана на силе размышления или силе обдумывания. Здесь вы снова и снова думаете об объекте медитации, и в силу этого обдумывания, размышления об объекте медитации вы достигаете второй стадии. Что означает думать об объекте медитации? Вы просто думаете о нём подобно тому, как ребёнок смотрит на картину. Скажем так, вы просто созерцаете образ Будды.

Вы рассматриваете образ Будды не так, как смотрит на статую торговец. А как торговец будет смотреть на эту статую? Концентрируясь на образе или на статуе Будды, он прикидывает: «Сколько лет этой статуе, сколько она стоит, где я могу её продать, сколько я получу денег», – всё это блуждание ума. Ошибкой является и чрезмерно восторженное состояние, когда вы думаете: «Будда меня благословит. Сейчас Будда будет давать мне учение. Может быть, я понравлюсь Будде, он мне будет улыбаться». Когда вы смотрите на статую Будды, то вы должны смотреть, созерцать ее так, как ребёнок смотрит на картину.

Для него это просто картина и всё, никаких вторичных мыслей о том, кто написал эту картину и так далее, у него не возникает.

Просто пребывайте на объекте медитации, созерцайте образ Будды, как ребёнок картину, просто пребывайте на этом образе. Не пытайтесь пресечь свои концепции, вы не сможете их пресечь. Концепции подобны волнам, остановить волны вы не можете. Но и не следуйте  за концепциями. Когда концепции возникают, позвольте им возникать. Вам нужно просто пребывать на объекте медитации, а концепции будут сами возникать и сами исчезать. Они будут подобны письменам на воде. Если кто-то попытается что-то написать на воде, то уже в следующее мгновение его надпись исчезнет. Если же в момент возникновения концепций вы попытаетесь их пресечь, задавить либо последуете за ними, то ваши концепции превратятся в надпись на камне.

Когда вы смотрите по телевизору какую-нибудь интересную передачу или футбольный матч, ваша концентрация великолепна. Если, когда вы смотрите телевизор, рядом с вами, допустим, кричат дети или кто-то вам что-то говорит, то вы слышите звуки, но вы не слушаете то, что они говорят, вы не следуете за этими словами. Вы однонаправленно сосредоточены на одном объекте. Если вы увлечены телепередачей, то вам могут говорить всё, что угодно. Вы это всё слышите, но вы не слушаете, вы не концентрируетесь на этом, вы сосредоточены только на одном – на телеэкране, на который вы смотрите. Это называется слушание без удостоверения. То есть вы не удостоверяете умом то, что слышите, потому что вы однонаправленно сосредоточены на другом объекте.

И таким же образом, если во время вашего однонаправленного сосредоточения на объекте медитации, у вас будут возникать другие, посторонние мысли, не интересуйтесь ими, не пресекайте их, но и не следуйте за ними. И тогда они исчезнут сами по себе. Эти концепции будут исчезать, не помогая и не мешая вам. Сейчас для вас важнее всего именно эти советы, потому что сначала вам нужно пройти через это. Главный пример – это ребёнок, смотрящий на картину. Не забывайте эту аналогию. Ещё один пример: ваша концентрация должна быть подобна тонкой хлопковой нити, мягкой, но крепкой.

Не следуйте за своими концепциями, но и не пресекайте их. Просто сосредоточьтесь на объекте медитации, и тогда концепции будут исчезать сами собой, как надпись на воде.

Запомните эту аналогию: «надпись на воде», «письмена на воде». Ещё один пример: «подобно птице, летящей в небе». Когда птица летит, она не оставляет в небе никаких следов. И точно так же, когда у вас в уме возникает концепция, она должна исчезнуть, не оставив никаких следов, подобно птице, летящей в небе.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

19.07.13
15
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет