Об очищении ума. Продолжение

Каждый раз, когда вы понимаете Дхарму немного глубже, ваш ум начинает думать более здоровым образом. Чем более здоровым образом вы мыслите, тем более здоровым становится ваш ум. А если у вас возникает больше нездоровых мыслей, это делает ваш ум более нездоровым. В результате вы не будете счастливы, окружающие вас люди также не будут счастливы. Основная буддийская практика – это обретение здорового образа мышления. Это не практика тела, не практика речи, это практика изменения вашего образа мышления. Поэтому буддийская практика не всем дается легко.

Тем людям, которые не умеют использовать свои мозги, буддийская практика покажется очень сложной. Для тех, кто умеет правильно использовать свой мозг, буддийская практика будет очень легкой – просто обретение здорового образа мышления. Для обретения здорового образа мышления необходимо иметь богатый материал. Тогда на любую ситуацию в своей жизни вы будете смотреть с иной точки зрения. В счастливые времена вы будете еще более счастливы, а в трудные времена эти знания помогут вам не слишком сильно расстраиваться. Не вините других. Вся вина может быть адресована только вам самим. Если вы знаете закон кармы, то вы знаете, что вина может быть адресована только вам и никому другому. Какая бы проблема у вас ни возникла, вина за нее ложится только на вас.

Мой Духовный Наставник мне говорил: «Даже если вы не говорите ничего плохого о других, даже если вы не делаете ничего плохого другим, вы просто стоите, а проходящий мимо человек наносит вам удар, в этой ситуации вина ложится на вас, а не на него». Я удивился, как же это возможно. Я спросил: «Как такое возможно?» И он мне сказал: «Этот человек из миллиона людей почему-то выбрал тебя. Без причины это невозможно. Его рука зачесалась, когда он увидел именно твое лицо, а не лицо другого. Почему? Причина есть.

Эти тонкие причины вы сейчас не видите. Эти тонкие причины – отпечатки негативной кармы, того действия, которое вы совершили в прошлой жизни, ударив этого человека.

Всему есть причины. Эти отпечатки негативной кармы заставляют его ударить вас. Поэтому здесь вина ложится на вас».

Если в горной долине вы крикните: «Ты дурак», – то через одну-две минуты услышите: «Ты дурак». Этот звук возник не где-то вовне, это эхо ваших собственных слов. Какой бы опыт в этой жизни, плохой или хороший, вы ни имели, его причиной является плохая или хорошая карма, которую вы создавали в этой и предыдущей жизни. Поэтому вина ложится только на вас и не на кого другого. Если вы знаете, что вина ложится только на вас, то вам терпеть гораздо проще. Например, если кто-то разобьет вашу чашку, как вы будете кричать, а когда сами сломаете что-то, скажете: «Ничего страшного». Вы сразу же находите компромисс и говорите: «Ну, иногда так бывает». Вы сразу же себя защищаете. И какая бы проблема у вас ни возникла, думайте, что вина ложится только на вас. И сразу же ваш ум находит компромисс и говорит: «Ничего страшного». Не надо мыслить негативно, думать о том, сколько плохого вам сделал тот или иной человек. От этого повышается давление, вы  можете заболеть. Все это происходит от неправильных мыслей.

Если вы знаете о законе кармы, то в любое трудное время вы скажете: «Это результат моих собственных неправильных действий. Я совершал как хорошие, так и плохие поступки. Если сейчас не возник хороший результат, ничего страшного. Скоро будет хороший результат.

Какова причина, таков и результат». Вот как нужно думать. В особенности во времена кризиса думайте именно так. Не может все время быть плохо. После плохих времен настанут хорошие. Хорошие времена также не могут длиться вечно. После хороших опять наступят плохие времена. У вас в жизни иногда много денег, иногда ничего нет. Иногда хорошее здоровье, иногда плохое. Так происходит не только у вас. Так происходит у всех людей в мире. Мой совет: в любые трудные времена оставайтесь позитивными, думайте позитивно. Никогда не вините в своих проблемах других.

Вчера мы говорили о кармических отпечатках. Для того чтобы вы лучше поняли, что такое кармические отпечатки, я рассказал вам, как в буддизме рассуждают о феноменах. Мы говорили о феноменах утверждения и о феноменах отрицания. Существует три вида феноменов утверждения. Про такие виды, как материя и сознание, я вам уже объяснил в общих чертах. А теперь поговорим про составной фактор. Составной фактор – это функциональный феномен, он меняется, но это не материя и не сознание. Если что-то функционирует, то это не обязательно должна быть материя. Например, в шахматной игре есть такое понятие как темп. Если у кого-то есть преимущество в темпе, то этому человеку гораздо проще доминировать в игре, проще контролировать ситуацию. Этот темп – не материя. Это не сознание. Но это нечто функционирующее. Это инициатива, благодаря которой у вас в игре есть преимущество, но это не материя и не сознание. Это тоже составной фактор. Так же и время. Каждый миг время меняется. Но это не материя и не сознание. Это также называется составным фактором.

В философии говорится о чем-то реальном, а не о чем-то абстрактном. Когда вы не понимаете, то складывается впечатление, что это вещь абстрактная, но когда понимаете, то осознаете, что речь идет о реальности. Карма, отпечатки кармы – это не нечто абстрактное, это конкретные вещи. Время прошлое, настоящее и будущее – это все составные факторы.

Все они существуют относительно, взаимозависимо, то есть, нет плотного настоящего времени. Настоящее время зависит от прошлого и будущего. Без прошлого и будущего вы не можете говорить о настоящем. А без настоящего вы не можете говорить о прошлом или будущем. Итак, настоящее – это момент между прошлым и будущим. В буддизме анализируют этот момент и говорят, что если его делить, то делить можно бесчисленное количество раз, и невозможно найти неделимого момента.

Например, один миг можно разделить на шестьдесят частей. Если вы возьмете какую-то часть из этих шестидесяти, то ее так же можно разделить на шестьдесят частей. И так вы можете делить до бесконечности. И никогда не наступит время, когда вы дальше делить не сможете. Поэтому в одном миге есть так же миллиарды и миллиарды других мигов. Это буддийская теория о времени. Это не просто теория. Тибетский монах в один миг своей медитации отправился в другую вселенную. В нашем мире длился один миг. За этот миг в другой вселенной он женился, у него родился ребенок, прошла целая жизнь, умерли его жена и ребенок. Затем он вернулся назад в наш мир, а в нашем мире прошел всего лишь один миг. Поэтому время относительно. Один миг можно разделить на миллиарды и миллиарды других моментов, то есть, нет неделимого момента так же, как нет и неделимой частицы. Что это демонстрирует? Это демонстрирует то, что не существует истинного существования. В буддизме так же говорят о неделимых частицах. Эта теория связана с представлением о Пустоте.

Итак, время относительно. В нашем мире может пройти много лет, а в другом – несколько часов. Я расскажу вам еще одну историю. Она невыдуманная, это настоящая история. Истории в буддизме – это экспериментальный комментарий. Вы можете верить в них или нет. Это ваше дело. Но факты остаются фактами. Например, перерождение. Известно более двух тысяч историй о тех, кто помнит свою предыдущую жизнь. Эти маленькие дети подробно рассказывали о своей прошлой жизни, как маму зовут, как папу зовут, узнавали свои игрушки. Все эти описания проверялись, люди отправлялись в указанные ими места и сравнивали их описания с действительностью. Теперь у некоторых таких детей две мамы и два папы: родители из этой и из прошлой жизни.

Итак, один человек как-то раз охотился на оленя. Это тоже правдивая история, а верите вы в нее или нет, это ваше дело. Олень забежал в пещеру. Охотник оставил ружье снаружи и зашел в пещеру, там были врата в чистую землю. Как только вы проходите подобные врата, сразу же оказываетесь в другом измерении, в другой вселенной. А на то, чтобы добраться туда с помощью ракеты, у вас ушли бы миллионы лет, даже если бы вы двигались со скоростью света. В Тибете распространены такие термины, как «врата в чистую землю», «врата в другую вселенную». Я смотрел научный фильм, в котором говорили, что с помощью ракеты невозможно попасть в другую вселенную, что для того, чтобы туда можно было добраться необходимо существование специального места – портала. В Тибете знают, что врата в чистую землю существуют. Они есть в Гималаях. Но их точное местоположение никто не знает, потому что оно засекречено. Кроме того, китайцы сожгли множество книг, поэтому знания об этом потеряны.

Итак, охотник зашел в пещеру, пересек ворота и в следующий миг оказался в другой вселенной. Там была другая атмосфера, другая температура. Не жарко и не холодно. Земля была очень мягкая и красивая. Все существующее принадлежало всем, как при коммунизме.

В России пытались в прошлом достичь настоящего коммунизма, но не получилось. А там был настоящий коммунизм. Попытки построить коммунистическое общество могут увенчаться успехом, если лидеры движения будут заботиться о других больше, чем о себе. В чистой земле не существует привязанности, поэтому нет таких понятий, как «моя жена», «мой муж» и им подобных. Там нет понятия «мой». В этом месте охотник провел четыре часа, а в прежнем мире прошло много лет. Он снова пересек эти врата и оказался в другой вселенной.

Врата сразу же исчезли. Эти врата то появляются, то исчезают. В нашем мире они тоже есть, но мы не видим их своими глазами. Если вы не видите чего-то своими глазами, то глупо думать, что этого нет. Ведь иначе вам придется признать, что у вас нет мозга. Это прямое противоречие. Никогда не говорите, что вы не верите, потому что не видите. Это очень примитивная логика. Охотник вышел из пещеры, увидел свое ружье. Оно сильно проржавело. Он отправился в свою деревню, стал спрашивать, где его жена, называл ее имя, но никто не знал этой женщины. Затем он назвал имя своего сына, ему сказали, что это очень старый дедушка.

Этот рассказ демонстрирует то, что время относительно и нет плотного времени. Так же размер нашего тела относителен. Наше тело может быть одной большой галактикой. В некоторых тантрах дается объяснение, что в поре человека может быть целый космос. Углубляться в микромир можно до бесконечности. В буддизме говорится что все, что мы видим, подобно иллюзии. Нет ничего абсолютно большого. Все относительно. Маленькое тоже относительно. Нет ничего однозначно большого и однозначно маленького. Все относительно. Вы не можете сказать, большая эта чашка или маленькая. Относительно чего-то маленького она большая.

Теперь вернемся к отпечаткам кармы. Кармические отпечатки не являются материей или сознанием. Эти отпечатки хранятся в вашем уме. Когда вы телом, речью или умом совершаете какое-то действие, это действие оставляет отпечатки в вашем уме. И когда этот отпечаток встречается с условием, возникает результат. Рассмотрим, что такое ад. Нет никакого плотного ада где-то под землей. Ад – это проявление отпечатков кармы. Когда я был маленьким, отец говорил мне: «После твоей смерти Яма взвесит твою негативную и позитивную карму. Если негативная карма будет тяжелее, то он будет наказывать тебя в аду».

Когда я начал изучать буддийскую философию, то понял, что ничего подобного не происходит. Это просто индуистская легенда. В христианстве тоже есть подобные истории. Они часто используется для того, чтобы дети боялись. Это хорошее, но неглубокое объяснение. Детям это полезно, а взрослым нет. Почему маленькие дети, которые ни в чем не виноваты, сильно болеют? А человек, который всю жизнь ворует, не болеет? Почему они наказаны, а не он? Это большой вопрос. Как это объяснить? Нет того, кто наказывает.

Ребенок страдает с малых лет из-за той негативной кармы, которую создавал в предыдущих жизнях. Какую причину он создал, такой результат и получил. Никто в этом не виноват. Человек использовал последнюю позитивную карму, и начала проявляться негативная карма. Если вы считаете, что есть бог-творец, который наказывает вас тогда, когда вы делаете что-то неправильное, то возникает множество вопросов, на которые трудно ответить. Когда нет хорошей основы, трудно отвечать на вопросы.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

24.07.13
15
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет