Об основах, пути и результате. Продолжение

Далее, что такое путь? Здесь, используя какое-то определенное устройство, какую-то машину, вы на самом деле, на практике устраняете эту грязь из воды. Это путь. Если мы рассматриваем пример с водой, то это процесс устранения грязи из воды. Далее, результат – это очень чистая вода. Эта чистая вода уже находится в грязной воде в тот момент, когда она грязная. То естьводаизначально является чистой, но временно она замутнена частичками грязи. Когда с помощью особого устройства вы устраняете всю эту грязь, то чистота воды проявляется. Это то, что в буддизме было открыто две с половиной тысячи лет назад.

Точно так же как о воде в буддизме говорится о вашем уме. Что касается вашего ума, то омрачения не находятся в природе вашего ума. Поскольку омрачения не находятся в природе вашего ума, то на сто процентов для вас возможно обрести совершенно чистое состояние ума. А теперь, как вы можете понять, что омрачения не находятся в природе ума?

Если вы на сто процентов убедитесь, что омрачения не находятся в природе вашего ума, то вы с совершенной уверенностью будете знать, что однажды ваш ум может стать совершенно чистым. Такое возможно, ваш ум может стать совершенно чистым. Потому что омрачения не находятся в природе ума. Для вас трудно убедится в том, что омрачения не находятся в природе ума. С помощью микроскопа вы это увидеть не сможете. Вы не сможете рассмотреть свой ум. А воду вы можете рассмотреть через микроскоп. Как же вы можете обрести убежденность в том, что омрачения не находятся в природе ума? С помощью логических умозаключений. В буддийской философии говорится, что видение на основании таких логических умозаключений является гораздо более точным, чем, скажем, такое видение, как ясновидение.

Я расскажу вам одну историю про двух монахов. У одного монаха было ясновидение, а другой монах был великим логиком. У него было очень хорошее понимание философии.

Однажды обоих монахов пригласили в один дом для молитвы. И хозяин этого дома, после того как монахи прочитали молитву, обратился к ним с просьбой: «У нас есть корова, которая скоро родит теленка. Пожалуйста, определите пол этого теленка. И, пожалуйста, определите, как будет выглядеть новорожденный». Первый монах с помощью ясновидения посмотрел и очень точно увидел, что родится телочка, и он сказал, что цвет у нее будет черный, а на лбу будет белое пятно. Тот монах, который обладал логикой, посмотрел на мать и увидел, что мать была совершенно черного цвета, а кончик хвоста у нее был белый. Он использовал буддийскую логику, в которой говорится, что подобная причина дает подобный результат. И он рассудил таким образом: «У моего друга есть ясновидение, он  увидел, что родится телочка, это правильно. А вот насчет цвета, скорее всего у нее просто хвост загнут так, что он ложится ей на лоб, поэтому кажется, что на лбу есть белое пятно».

Этот монах сказал, что родится телочка, но при этом у нее не будет белого пятна на лбу. У нее кончик хвоста будет белым. Его друг сказал: «Нет, нет, я очень точно вижу, что на лбу будет белое пятно». Другой монах сказал: «С помощью логических умозаключений я вижу еще более ясно, что у нее кончик хвоста будет белым, а не белое пятно на лбу». Оба монаха сказали: «Хорошо, тогда мы поспорим».

Первый монах сказал, что если у нее окажется белым лоб, то есть белое пятно на лбу, то второй монах должен угощать его в течение одного дня, устроить ему вечеринку. А если хвост окажется белым, то тогда он будет кормить своего друга весь день. Так и решили.

Когда корова родила, они вместе пришли посмотреть, и оказалось, что, действительно, у этой телочки не было белого пятна на лбу, а вот кончик хвоста у нее был белым. Первый монах спросил: «Как же такое возможно? Как ты это увидел?» На что второй монах ответил: «Я не мог этого видеть, но я использовал логику. Когда я посмотрел на мать, на корову, я увидел, что у нее кончик хвоста был белым. Поэтому я, зная, что у тебя есть ясновидение, понял, что ты видел хвост этой телочки, который загнулся так, что белое пятно оказалось на лбу».

То есть с помощью логических умозаключений можно увидеть что-то более точно, чем напрямую, скажем, своими глазами. В буддизме говорится в отношении нашего зрительного познания, что своими глазами из-за определенного расстояния или из-за определенной ситуации мы можем увидеть что-то не точно. А что касается логики, то здесь нет разницы в отношении расстояния или времени или какой-то ситуации. С помощью логики вы всегда можете прийти к очень точному пониманию.

Какое вы можете использовать умозаключение, чтобы со стопроцентной убежденностью прийти к выводу, что в природе вашего ума нет омрачений? Логика здесь следующая: во- первых, вам нужно понять следующее – жар находится в природе огня. Поэтому везде, где есть огонь, есть и жар. Если нечто является природой объекта, то везде, где есть этот объект, например, как этот огонь, то везде должна находиться его природа, такая как жар. Если огонь иногда был бы горячим, а иногда не был бы горячим, то тогда это ясно показывало бы то, что жар не находится в природе огня. Это очень ясная логика. Если нечто является природой, то оно всегда должно присутствовать.

А теперь взгляните на свой ум. Например, если гнев находится в природе вашего ума, то тогда по логике вы всегда должны были бы злиться. Но поскольку в вас не присутствует гнев все время, иногда, наоборот, вы чувствуете сострадание, это на сто процентов доказывает то, что гнев не находится в природе вашего ума. То есть все эти логические умозаключения сводятся к вашему собственному прямому опыту. Это не просто «слово цепляется за слово» и так далее. Если бы вы чувствовали гнев все время, то это бы было стопроцентным доказательством того, что гнев находится в природе вашего ума. Но поскольку вы не испытываете гнев все время, а иногда наоборот испытываете сострадание, то это на сто процентов показывает то, что гнев не находится в природе вашего ума.

Тогда вы можете прийти к очень хорошему убеждению в том, что и гнев и все остальные омрачения на сто процентов не находятся в природе вашего ума. Все они возникают из-за условий. Если происходит встреча с плохими условиями, то порождаются все эти омрачения. Поэтому думайте так: «Я могу уменьшить свои омрачения, если не позволю себе встречаться с плохими условиями». Васубандху говорил о том, что для тех, кто не может устранить причины омрачений, вначале очень важно не встречаться с шестью условиями, которые провоцируют возникновение омрачений. Эти шесть условий для вас знать очень важно. Если в повседневной жизни не встречаться с этими шестью условиями, то ваш ум всегда будет спокойным и умиротворенным. Это лучший способ защитить свой ум. Хотите узнать об этих шести условиях? Это полезно для вашей повседневной жизни. С этого момента не позволяйте своему уму встречаться с этими шестью условиями и естественным образом, сразу же ваш ум станет более здоровым.

Я не святой человек. У меня есть причины омрачений. Но эти шесть условий я не пускаю в свою жизнь. Поэтому я всегда счастлив, спокоен. Это очень полезно. Это реально. Для вас в двадцать первом веке это практично, вы можете не позволять своему уму встречаться с этими шестью условиями. Эти шесть условий делают вас более несчастными, и это на сто процентов, правда.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

31.07.13
20
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет