О четырех философских школах буддизма. Продолжение

У вас постоянно возникает такое цепляние за «Я», но вы можете исследовать это и увидите, что у вас возникают очень разные представления о вашем «Я». Вы не исследуете этот вопрос. Каждый раз, когда у вас возникает концепция о вашем «Я», вы думаете, что это то же самое «Я». Существует очень много различных способов цепляния за «Я». У вас такое «Я» возникает и исчезает. У вас нет времени исследовать то, каким образом это «Я» является вам. Это я объясню вам позже. Буддийская философия настолько обширна и в ней все так взаимосвязано, что если я начинаю что-то объяснять, то не могу потом обратно вернуться к теме, потому что все темы связаны друг с другом, и одна тема переходит в другую.

Итак, понять тонкую относительную истину вашего «Я» труднее, чем познать абсолютную истину вашего «Я». Все четыре буддийские философские школы: Вайбхашика, Саутрантика, Читтматра и Мадхъямика признают то, что «Я» существует в рамках пяти совокупностей, но  когда речь заходит об утверждениях, каким образом «Я» существует в рамках пяти  совокупностей, то в разных школах даются разные представления. На основе этого возникают философские воззрения. То есть существует большое количество различных воззрений, но здесь мы конкретно говорим об абсолютной и относительной природе вашего «Я», и это главные воззрения, которые обсуждаются в буддийской философии.

В школе Вайбхашика утверждается, что и производное и непроизводное существует субстанционально. Это опровергает школа Саутрантика. Существует много положений, в которых они соглашаются со школой Вайбхашика, но в этом основном положении они опровергают школу Вайбхашика. В школе Саутрантика говорится: «Только то, что является производным, существует субстанционально». Итак, среди производного и непроизводного, только производное существует субстанционально. А то, что не является производным – это нечто номинальное, и они не расценивают это как нечто серьезное. Мне также нужно быть очень осторожным – передавать правильное учение, не делать ошибок. В школе Саутрантика говорится, что «Я» бессамостно, но внешние объекты существуют истинно. То есть, они существуют такими, какими являются нам.

Далее, школа Читтаматра. Итак, что касается школы Саутрантика, то она говорит, что внешние объекты имеют собственные характеристики и имеют самобытие – они истинно существуют где-то снаружи. А школа Читтаматра говорит, что такие внешние объекты, имеющие собственные характеристики не существуют. Внешних объектов не существует – все внешние объекты являются проекцией ума, и поэтому они не существуют такими, какими являются нам. Это такое грубое понимание. Но, что касается ума, который является проектором, то он существует истинно. Это нечто истинно существующее.

Теперь высшая школа – Мадхъямика. В школе Мадхъямика есть две подшколы – это Сватантрика Мадхъямика и Прасангика Мадхъямика.

Школа Сватантрика Мадхъямика опровергает истинно существующий ум. Они говорят, что ум не существует истинно. Здесь к уму применима та же самая логика – он также пуст от истинного существования. Школа Сватантрика Мадхъямика говорит, что нет никакого истинного существования, но существуют относительные собственные характеристики и относительное самобытие. Школа Сватантрика Мадхъямика говорит, что нет истинного существования, но если мы не будем говорить, что существуют относительные собственные характеристики и относительное самобытие, то тогда получится, что ничего не существует, а это – крайность нигилизма. Сватантрика Мадхъямика говорит о том, что эта чашка полностью пуста от истинного существования. Здесь нет никакого истинного существования, но существуют относительные собственные характеристики чашки.

Поэтому эта чашка не смешивается с этим цветком. У нее есть собственные характеристики  – отдельные характеристики, отличные от цветка. Поэтому, на относительном уровне есть самобытие и есть относительные собственные характеристики. Вот это то, что существует.

Все остальное, кроме этих относительных собственных характеристик – это ложно, ложная интерпретация. Школа Сватантрика Мадхъямика проводит различие между истинным существованием с одной стороны и собственными характеристиками и самобытием с другой стороны.

Далее, Прасангика Мадхъямика. Прасангика Мадхъямика говорит, что нет даже никаких собственных характеристик. Поэтому, они говорят о пустоте от себя. То есть чашка является пустой от самой себя, а не от чего-то другого. Здесь не говорится, что чашка пуста от чего-то другого, а говорится, что чашка сама пуста от самобытия. Все, что является нашим глазам, является нам как истинно существующее, как имеющее собственные характеристики, как самосущее. Поэтому Прасангика Мадхъямика говорит о том, что все наши видимости – это ложные видимости. В действительности там не существует никакой  чашки. Например, если вы посмотрите с Земли на Луну, то будет складываться впечатление, что Луна растет, становится полной, затем убывает. В силу стечения большого количества факторов нам кажется, что это так. Но, в действительности, Луна никогда не росла, она никогда не становилась полной, и никогда не убывала. Точно также, с мирской точки зрения вы рождаетесь, растете, становитесь толще, стареете и затем умираете. В действительности, говорит Прасангика Мадхъямика, вы вообще не рождались, не взрослели, не старели и не умираете. Но с мирской точки зрения такое также существует. Такое тонкое относительное представление называется номинальным существованием. Самая тонкая взаимозависимость – это зависимость от названия. Итак, в зависимости от различных факторов, ситуаций, точек зрения мы присваиваем определенные названия достоверной объектной основе. После этого мы уже начинаем говорить о том, что это нечто становится больше, меньше и так далее.

Поэтому во втором повороте Колеса Учения Будда говорил о том, что все феномены – это просто названия и кроме названия ничего не существует. Итак, Прасангика Мадхъямика говорит, что нет никакого субстанционального существования, все существует номинально.

 

 

© перевод лекции геше Тинлея

04.08.13
22
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет