О пустоте. Продолжение - блог №719833

В этот раз я решил передать учение по випассане. Випассана – это не только буддийское философское учение высокого уровня, но и учение о том, как медитировать на абсолютную природу себя и феноменов.

Випассана по-тибетски звучит «лхатонг» и означает «высшее видение». Так как у нас нет высшего видения, в наших умах есть неведение, из-за которого мы вращаемся в сансаре.

Лхатонг – это высшеевидение, являющееся союзом шаматхи и випашьяны. Если что-то является лхатонгом (випассаной), то оно должно быть союзом шаматхи и випассаны. Без шаматхи невозможно достичь лхатонга (випассаны).

Развивать випассану необходимо в следующей последовательности: сначала вы развиваете шаматху, а затем на ее основе – випассану. Поэтому медитация на ясный свет, Махамудра и Дзогчен – это тоже випассана.

Различают Махамудру шаматхи и Махамудру лхатонга (випассаны). Существуют четыре йоги Махамудры. Первая — йога однонаправленного, Махамудра шаматхи.

Здесь объясняется особая техника, с помощью которой можно использовать наитончайший ум и породить однонаправленную концентрацию. В этой йоге однонаправленного все наставления по развитию шаматхи должны быть включены. В Махамудре уникально то, что используется особая техника по использованию наитончайшего ума.

Что касается лхатонга: при познании абсолютной природы феноменов проводится такой же анализ, как и в сутре. Сутра и тантра не отличаются в воззрении, оно у них одно – воззрение Мадхьямики Прасангики: устранение наитончайшего объекта отрицания и познание абсолютной природы феноменов. То есть разница состоит не в объекте, а в субъекте: в Махамудре пустоту познает наитончайший ум, а в сутре – грубый ум. Поэтому, если кто-то говорит, что воззрение тантры выше воззрения сутры, это абсурд, значит, этот человек не знает философии.

Вам нужно понимать, что не существует нингмапинского, кагьюпинского или гелугпинского воззрения Мадхьямики Прасангики. Это одно воззрение, основанное на учении Нагарджуны и Чандракирти. Если считать иначе, то так может появиться, например, российская Мадхьямика Прасангика или даже новосибирская, омская, тувинская и бурятская.

Подобные заблуждения разрушат учение Будды. Все четыре тибетские буддийские школы были основаны настоящими мастерами, и все они изначально имели чистое воззрение Мадхьямики Прасангики. Однако в дальнейшем последователи не сохраняли учение должным образом, и из-за этого оно начало приходить в упадок. Об этом говорил и Лама Цонкапа Кхедрупу Ринпоче. Тоже сказал и Сакья-пандита о школе Кагъю.

В любой школе, если чистое воззрение не сохраняется, оно придет в упадок. Если один или два мастера в школе говорят что-то неправильное, это не означает, что вся школа неверная. Поэтому никогда не говорите, что школы Нингма или Кагью – неправильные.

Вы можете сказать, что интерпретация какого-то наставника неверная, если она противоречит учениям Нагарджуны и Чандракирти. Тексты этих учений не исчезли, они существуют на тибетском языке, Поэтому легко установить подлинность учения того или иного наставника, заглянув в первоисточники. Таким образом, абсурдно говорить, что воззрения Махамудры и Дзогчен превосходят Мадхьямику Прасангику.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

12.08.13
283
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store