О пустоте. Продолжение

До того как вы начинаете медитации на випассану, необходимо медитировать на четыре благородные истины и двенадцатизвенную цепь взаимозависимого возникновения. В результате этой медитации вы захотите избавиться от неведения. Как человек, знающий, что ему вредят бактерии туберкулеза, желает от них избавиться, так и вы, когда понимаете, что основной фактор страдания – это неведение, из которого возникает загрязненная карма, и остаются отпечатки в сознании, начинаете испытывать сильное желание избавиться от этого  неведения. Если устранить это неведение, звенья двенадцатизвенной цепи исчезнут сами собой. Когда у вас есть такое сильное желание, тогда, даже при приеме пищи у вас будет возникать спонтанное желание избавиться от омрачений.

Такое спонтанное желание освобождения называется отречением. Это желание обрести полностью свободный от омрачений ум, и это настоящее счастье. На это вам необходимо медитировать снова и снова, чтобы для начала породить хоть какой-то уровень отречения.

Чем сильнее будет становиться ваше желание полностью освободить свой ум от омрачений  и неведения, тем больше вы будете хотеть медитировать на пустоту. Чтобы вы могли начать медитировать, у вас должно появиться желание в совершенстве понять воззрение. Тогда вы обретете сильный интерес к пониманию абсолютной природы феноменов.

Чтобы применить противоядие от омраченного неведения, в первую очередь необходимо точно определить, что представляет собой это неведение. Лама Цонкапа объясняет, что омраченное неведение – это противоположность или несовместимое противоречие с мудростью, познающей пустоту. Если вы это понимаете, значит, поймете, что мудрость, познающая пустоту, является прямым противоядием от омраченного неведения. В буддийской философии говорится, что существует множество различных видов противоречий, и одно из них – это несовместимое противоречие. Это как, свет и тьма. Если есть тьма, то не может быть света, и наоборот. Поскольку это несовместимые противоречия, то каждое из них становится противоядием от другого.

Некоторые мастера в прошлом говорили, что неведение – это просто незнание. Это очень абстрактно. Лама Цонкапа считает, что просто незнание не является омраченным неведением. Пока вы не достигли состояния будды, вы не познали всех феноменов, поэтому у вас в уме будет неведение в отношении познания этих феноменов. Такое неведение не является омраченным. Если бы просто незнание было корнем сансары, тогда архаты не были бы свободны от сансары. Потому что даже у архатов есть незнание в отношении удаленных мест и далеких предыдущих жизней, но они свободны от неведения. Таким образом, незнание – это неточное объяснение неведения. Омраченное неведение – это  противоположность или несовместимое противоречие с мудростью, познающей пустоту.

Это более точное определение. Лама Цонкапа говорит, что существует два вида омраченного неведения: цепляние за самобытие «Я» и цепляние за истинность существования феноменов. Они и являются корнем наших страданий.

Когда в низших школах речь идет о пустоте личности и пустоте феноменов, они говорят не с точки зрения объекта отрицания, а с точки зрения того, каким образом это пусто. С точки зрения объекта отрицания пустота от независимого субстанционального существования – это пустота личности. Пустота от истинного существования – это пустота феноменов. Такие интерпретации даются в низших школах. Когда в низших школах идет речь о пустоте личности, они говорят не о пустоте конкретного существа, а о пустоте от независимого субстанционального существования. Любая пустота, являющаяся пустотой от независимого  субстанционального существования, – это пустота личности. Любая пустота, являющаяся пустотой от истинного существования, – это пустота феномена. Поэтому в низших школах утверждается, что есть разница между пустотой личности и пустотой феноменов. Пустота личности – грубая, а пустота феноменов – тонкая.

С точки зрения Мадхьямики Прасангики нет разницы между пустотой личности и пустотой феноменов. В обоих случаях говорится о пустоте от самобытия. Отличается объектная основа. Личность, пустая от самобытия, – это пустота личности. Поэтому в Мадхьямике Прасангике говорится о пустоте от себя. Это рантонг, личность пустая от самобытия – это пустота личности. Например, когда вы говорите, что «Я» пусто от самобытия, это пустота от себя. Потому что вы говорите, что «Я» и то, каким образом оно вам является, на самом деле не существует. Когда вы говорите, что «Я» пусто от самобытия, вы не говорите о несуществовании «Я». Есть большая разница между несуществующим «Я» и «Я», пустым от самобытия. Если «Я» не существует, это не пустота от себя, а нигилизм. Когда «Я» пусто от самобытия, «Я» существует, но не таким, каким кажется вам. Если сказать, что Земля пуста от плоскости, это не значит, что она не существует. Речь идет о том, что Земля кажется нам плоской, но такой плоской Земли нет. Это означает, что Земля круглая. Таким образом, различие между пустотой личности и пустотой феноменов возникает из объектной основы.

Например, «Я» пустое от самобытия – это пустота личности, а стол, пустой от самобытия, – это пустота феномена.

Подробный комментарий к випассане мне дал Пананг Ринпоче, я также получал этот комментарий от Его Святейшества Далай-ламы, но только общий, так как Его Святейшество очень занят. Так что сегодня я даю вам подробные объяснения благодаря комментариям, полученным от Пананг Ринпоче, Геше Нгаванга Даргье и Геше Вангчен. Геше Вангчен еще жив, другие два мастера уже покинули этот мир. В наше время Геше Вангчен – как в свое время Атиша в монастыре Дрепунг. Это настоящий хранитель философии Мадхьямики Прасангики. Когда я читал учения по пустоте, которые излагаются в школах Нингма, Кагью, Сакья, это были абстрактные объяснения. Поэтому я хорошо пониманию, что, если бы Лама Цонкапа не пришел в Тибет, то, когда бы мы говорили о теории пустоты, это были бы абстрактные рассуждения. Если бы мы говорили об относительной истине, это противоречило бы абсолютной истине, и наоборот.

Лама Цонкапа дал такие объяснения, что абсолютная и относительная истина находятся в гармонии друг с другом. Вам очень повезло встретиться с учением Ламы Цонкапы. Один монах однажды сказал Панчен-ламе: «Пожалуйста, помолитесь, чтобы в будущем я вновь родился человеком и встретился с учением Будды». Панчен-лама подумал и сказал, что сможет это сделать. Далее монах продолжил: «Пожалуйста, помолитесь, чтобы я вновь встретился с учением Ламы Цонкапы, а не просто с учением Дхармы». Панчен-лама надолго задумался, а затем сказал, что не может этого обещать. Необходимы высокие заслуги, чтобы встретится с таким драгоценным, как золото чистейшим учением, которое дал Лама  Цонкапа. Даже в некоторых чистых землях нет такого точного учения.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

15.08.13
21
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет