О пустоте. Продолжение - блог №724581

Переходим к вопросу установления воззрения разных школ. В Махаяне основными школами являются Читтаматра и Мадхьямика. Если вы знаете их воззрения, а также то, что Мадхьямика делится на Мадхьямику Сватантрику и Мадхьямику Прасангику, для вас этого достаточно. Сейчас я дам объяснение из книги, чтобы у вас возникло общее представление. Чтобы понять воззрение Читтаматры, Мадхьямики Прасангики и Мадхьямики Сватантрики важно знать смыслтерминов «кунтаг», «шенванг» и «йондуп».

Кунтаг – тибетское слово, означающее номинальное существование, то есть нечто, существующее лишь в концепции и не имеющее субстанционального существования.

Различают два вида: существующий и несуществующий кунтаг. Существующий кунтаг – это пространство. Оно существует лишь в концепции, нет никакого плотного пространства снаружи. Пространство – это то, в чем отсутствует препятствие. Несуществующий кунтаг – это ментальное преувеличение, не имеющее основы. Когда говорится, что кунтаг отсутствует в шенванге, имеется в виду несуществующий кунтаг. В Читтаматре несуществующий кунтаг – это объект, отрицаемый пустотой, а именно, независимое субстанциональное существование.

Существует разница между субстанциональным существованием и независимым субстанциональным существованием. Независимое субстанциональное существование – это то, что не зависит от множества факторов. Любые объекты, не только личность, не имеют независимого субстанционального существования, но, когда мы на них смотрим, они являются нам как независимо субстанционально существующие. Например, вода кажется нам существующей именно так, наш ум думает, что есть плотная вода, на которую можно указать. В действительности, если исследовать воду, станет очевидно, что это соединение кислорода и водорода. Наше «Я» также является нам как независимо субстанционально существующее. Это кунтаг, то есть ментальное преувеличение, оно ложно, и при исследовании вы его не найдете.

Что такое объект пустоты? Это шенванг. Шенванг «взаимозависимая вода» – вода, являющаяся соединением кислорода и водорода, – существует. Это объектная основа для пустоты. Взаимозависимая вода – это то, как она существует на относительном уровне.

Кунтаг, то есть независимое субстанциональное существование воды, отсутствует во взаимозависимой воде, являющейся шенвангом, объектом пустоты. Шенванг означает «зависящий от другого».

Йондуп – это отсутствие кунтага в шенванге, то есть абсолютная природа объектной основы. Шенванг – это объект пустоты. Мы не говорим, что, например, шенванг  «взаимозависимая вода» не существует. Нечто, существующее взаимозависимо, существует, но на этот факт мы делаем неверную проекцию. Мы думаем, что есть независимое субстанциональное существование. Как в примере с водой, если посмотреть на себя, на свое «Я», эта взаимозависимость пяти совокупностей является шенвангом. В Читтаматре шенванг, объектная основа пустоты «Я» – это непросто соединение, это кунчи, что означает «ум – основа всего». Это то, что преимущественно представляет личность, потому что, как я говорил, в Читтаматре и в низших школах «Я» является номинально существующим, но объектная основа, представляющая это «Я», должна иметь субстанциональное существование.

Тибетское слово «тагью» означает номинальное существование, которое должно быть   основано на субстанциональном существовании. Кунтаг, независимое субстанциональное  существование, отсутствует во взаимозависимом «Я». Но «Я», то есть взаимозависимость пяти совокупностей, и, особенно, «ум – основа всего», – это шенванг, и он существует. Так же как объектная основа «Н2O» существует, но независимая субстанциональная вода не существует. Независимое субстанциональное существование нам только кажется, мы не можем его найти. Объектная основа «Я» – это взаимозависимость пяти совокупностей, которая пуста от кунтага, то есть от ментального преувеличения, являющегося объектом  отрицания.

С точки зрения Читтаматры объект отрицания – это независимое субстанциональное существование, то, что существует независимо от других факторов и субстанций, некая плотная материя, которой в действительности нет. Этот объект отрицания отсутствует во взаимозависимом «Я», это и есть абсолютная природа «Я». Таким образом, ваша абсолютная природа – это «Я», пустое от независимого субстанционального существования.

Ваша относительная природа – это шенванг, взаимозависимое «Я». Из этих трех характеристик существуют только шенванг и йондуп, а кунтаг, то есть ментальное преувеличение, не существует.

Пустота от независимого субстанционального существования – это пустота личности с точки зрения низших школ. Но это касается не только личности, а и любых феноменов, все они пусты от независимого субстанционального существования. За исключением Мадхьямики Прасангики все остальные низшие школы считают это пустотой личности.

Цепляние за себя и за других как за независимо субстанционально существующих – это цепляние за личность как за независимо субстанционально существующую. Итак, когда вы говорите о трех характеристиках, кунтаг исчезает, его устраняет бессамостность личности.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

16.08.13
428
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store