Ламрим. Продолжение

Благородная истина пресечения страдания это пустота ума, полностью свободного от омрачений, то, что является результатом благородной истины пути и что имеет четыре характеристики: пресечение, умиротворение, высшее благоприятствование и бесповоротный выход.

Вот что называется благородной истиной пресечения страданий.

Если вы используете такое определение в диспуте, то никто не сможет вас победить. Если вы скажете, что благородная истина пресечения страдания – это пустота ума, то из этого следует, что живые существа без медитации могут достичь пресечения страдания.

В текстах Джамьяна Шепы говорится, что благородная истина пресечения страдания – это пустота ума. В некоторых других текстах, например, Панчена Сонам Драгпы, говорится, что благородная истина пресечения – это не пустота. Диспут строится так: если благородная истина пресечения страдания есть пустота, то живые существа без медитации достигают благородной истины пресечения, потому что все живые существа имеют ум и у них есть пустота ума.

Если пустота ума – это благородная истина пресечения, то у всех живых существ есть благородная истина пресечения. Как защищал свою точку зрения Джамьян Шепа? Он говорил, что когда речь идет о пресечении омрачений, то оно неотделимо от пустоты. Омрачения исчезают не в уме, они исчезают в сфере пустоты.

Поэтому пресечение омрачений неотделимо от пустоты. Это особое воззрение Прасангики Мадхьямики. В низших школах в отношении пресечения омрачений говорится, что они пресекаются в уме, а не в сфере пустоты. Так, Джамьян Шепа говорил, что благородная истина пресечения – это пустота ума, но не любого ума. Здесь говорится о пустоте ума, свободного от омрачений. Вот это – благородная истина пресечения. Пустота ума, несвободного от омрачений – это не благородная истина пресечения. Хотя с точки зрения пустоты разницы нет, но с точки зрения объекта пустоты разница есть.

В тексте «Абхисамаяланкара» есть такие слова: «Природа будды – это пустота ума». Будда Майтрея говорит, что с точки зрения пустоты ума между существами разницы нет. Однако есть разница в уровнях ума, обладающего пустотой. Поэтому есть разница в природе будды. Непонятно? Ладно, объясню еще раз. Это понять сложно, вы не сможете это понять за один-два раза. В монастырях на это требуется месячный курс, а вы хотите понять очень быстро. За пять-десять минут понять такое учение – это признак очень высоких ожиданий.

Хотя русские люди очень умные, но не настолько. В тексте «Абхисамаяланкара» говорится: «В пустоте разницы нет, вся пустота одинаковая». Тем не менее, природа будды объясняется разными способами. Природа будды – это пустота ума. Почему она объясняется на разных уровнях? Потому что есть разные уровни ума, которые обладают пустотой. В соответствии с уровнем ума даются объяснения уровня природы будды.

Природа будды на первом и на втором бхуми различается, хотя сама пустота одинакова. В основе природы будды есть разница – какая-то основа чуть выше, а какая-то чуть ниже.

Поэтому говорится о разных уровнях природы будды. Пустота вашего ума и пустота ума архата одинакова – разницы нет, но с точки зрения объекта пустота вашего ума – это пустота ума, который находится под контролем омрачений.

Эта пустота не является благородной истиной пресечения страдания. Ум архата также обладает пустотой, но это пустота ума, полностью свободного от омрачений. Она называется благородной истиной пресечения страдания. Как только вы ее обретете, вы обретете благородную истину пресечения, и что с вами произойдет? Это устранит все ограничения и все болезни вашего ума.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

24.08.13
14
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет