О шестнадцати аспектах Четырех Благородных Истин. Продолжение - блог №742385

Второй вид страдания называется страданием перемен. Даже индуисты, например, распознают страдание перемен как страдание. Все, что мы принимаем за радость и счастье, на самом деле является страданием перемен. Чем больше мы это испытываем, тем больше страданий это ощущение начинает нам приносить.

Те пять органов чувств, с помощью которых мы познаем счастье и удовольствие, по мере получения все большего количества ощущений начинаютнам сообщать о неудовольствии от этих объектов. Постепенно эти ощущения переходят в страдание.

Один индуистский мудрец медитировал на дне океана. Он достиг полного отключения всех пяти органов чувств и находился в полном покое. Он как бы успокоил свои омрачения, подобно тому как успокаивается вода в пруду, когда в нем перестают взбалтывать палкой грязь и тину. Когда тина и грязь оседают, вода становится тихой и чистой.

Так и наш ум, становится чистым, если омрачения перестают взбалтывать его. Таким вот способом этот индийский мудрец успокоил свой ум, находясь на дне океана. Однажды он открыл один глаз и увидел проплывающую рыбку. Заинтересовавшись ею, он открыл второй глаз и увидел большее количество разнообразных рыб. Он подумал: «Как интересно!»

Но со временем ему наскучило, показалось однообразным то, что находилось перед ним, и он захотел увидеть больше и дальше. Он отправился осматривать океанское дно. Осмотрев весь океан, он захотел увидеть мир за пределами океана.

На берегу он увидел много людей, деревьев, домов. Мудрецу так же, как и тем людям, захотелось иметь свой дом, жену и детей. Он женился, у него появились дети. Он стал много работать, ругаться с женой и соседями. Появились проблемы с женой, детьми, соседями. Он подумал: «Почему у меня стало столько проблем? Когда я находился под водой, мне было так хорошо, спокойно».

Он снова вернулся на дно океана и продолжил свою медитацию. Как говорят индуисты, впоследствии он достиг совершенного покоя, закрыв все пять органов восприятия.

В индуизме закрытие органов восприятия считается как бы нирваной, счастьем. Они перестают воспринимать внешние раздражающие объекты. Буддизм не считает это нирваной.

Даже если мы остановим чувственное восприятие, мы все равно не избавимся от омрачений, они у нас останутся. Ведь если бы это было так, то каждый раз, когда мы засыпаем, то погружаемся в нирвану, достигаем ее. На самом деле это всего лишь временное успокоение омрачений.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

01.09.13
254
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store