О шестнадцати аспектах Четырех Благородных Истин. Продолжение

Если вы попадаете в группу людей, которые очень богато одеты и смотрят на вас снисходительно, потому что вы одеты скромно, то у вас появляется мысль о необходимости покупки дорогой одежды. Когда у вас нет принципов, вы думаете, что счастье состоит в том, чтобы носить дорогую одежду, как у всех. Если у вас была бы в сердце Дхарма, и вам кто-то сказал, что у вас одежда не такая, то вы, вместо того чтобы завидовать, испытали бы сострадание к ним. Ведь их счастье зависит от того, во что они одеты. Но ведь одежда непостоянна, она становится с каждым днем все старее и в конце концов разрушается, а следом наступает депрессия.

Поэтому не надо строить свою жизнь так, что бы ваше счастье зависело от чего-то внешнего, потому что это очень непрочный объект. Ваши радость и счастье должны зависеть только от вашего внутреннего состояния, от чистоты вашего ума. Когда чистота ума проявится, то будет с вами каждую секунду. Потому что внешние объекты непостоянны, и все равно с ними придется расстаться.

Прекращение омрачений – это постоянный объект. Буддизм говорит, что самое постоянное это прекращение омрачений, все остальные – непостоянны. Чего бы вы ни достигли, эти достижения будут меняться. Нирвана – постоянный объект. Может возникнуть вопрос: если нирвана постоянный феномен, как она может давать счастье? Нирвана не находится где-то, это прекращение омрачений в вашем уме. Чистота ума это и есть нирвана. Но зачем стремится к достижению чего-то, что есть постоянное и что не может по этой причине функционировать? Это мирской образ мыслей. Он говорит о том, что если мы чего-то достигли, то это что-то дает нам счастье, как еда. Вы должны понимать, что нирвана не дает счастья, как еда. Но когда она наступает, вы становитесь счастливы.

Например, вокруг вас много кричащих и шумящих детей. Вы одного за другим удаляете их из комнаты, и само отсутствие детей дает вам покой. Отсутствие детей само по себе не дает вам счастья, это есть постоянный феномен. Когда есть дети – есть шум и крик, отсутствие детей – нет шума и крика, то есть покой наступает естественным образом. Дети это аналогия омрачений, из-за них возникает страдание, как от детского шума. Отсутствие детей (омрачений) и есть нирвана. Ваш ум находится в таком покое, который неописуем словами, он вне слов, он достигается при отсутствии омрачений.

Есть два вида нирваны: пребывающая и непребывающая. Если вы знаете, хотя бы поверхностно, что есть каждая из них, и есть цель достичь какой-либо нирваны, то прочитать хоть одну мантру ради достижения этой цели – это практика Дхармы. А если вашей целью является мирская цель – стать кем-то, что-то приобрести, куда-то уехать, для этого вы занимаетесь практикой, это не практика, это мирская дхарма. Сколько бы миллионов мантр вы ни прочитали, это не практика Дхармы. Если вы читаете мантры с  целью стать йогином и заняться медитацией, стать духовным мастером и окружить себя множеством учеников, то это тем более не Дхарма. Они становятся как будто бы йогинами, но внутри у них высокомерие, и учение, которое они в большом количестве получают, становится ядом, потому что оно начинает питать их эго.

А если вы получаете учение для очищения себя от омрачений и считаете, что ниже вас только земля, как говорил Миларепа, это настоящее счастье и вашим министром культуры станет скромность. С помощью практики Дхармы должны измениться министры вашего ума. Себялюбие заменится умом, заботящимся о других. Тогда чистота ума день за днем будет прибывать. Пост министра обороны в этом случае вместо гнева займут терпение и сострадание. Все негативное должно уменьшаться, а позитивное увеличиваться. Здесь очень важна стратегия и устремленность.

Если сегодня вы – крайне негативный человек, то завтра вы не сможете с помощью медитации увидеть ясный свет и стать чистым. Если бы такое было возможно, я бы давно стал буддой. Зачем много учиться? Увидел свой ум – и стал буддой. Но в реальности так не бывает.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

03.09.13
16
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет