Сутра сердца. Продолжение - блог №774087

Шенванг и относительная истина – это не совсем тождество. В чем разница между ними?  Если нечто – шенванг, это обязательно должна быть относительная истина или нет? Нет, шенванг – это более широкое понятие, чем относительная истина. Пустота сама по себе также не существует истинно, она также пуста от независимого субстанционального существования, она тоже существует зависимо, нет плотной пустоты. Когда мыговорим о пустоте пустоты, в этом случае сама пустота – это шенванг, а ее пустота – йондуп. Кунтаг пустоты – это представление о том, что пустота имеет независимое субстанциональное существование либо истинное существование. Считать пустоту истинно существующей очень опасно. Если вы цепляетесь за то, что пустота имеет истинное существование, тогда болезнь становится неизлечимой, потому что само лекарство становится ядом. Шенванг и относительная истина очень похожи, но не всякий шенванг – относительная истина.  Поэтому вы можете говорить так – шенванг есть относительная истина, но если что-то –шенванг, это не обязательно должно быть относительной истиной. Тогда ваше понимание будет точным.

А теперь рассмотрим понятия «йондуп» и «абсолютная истина». Они также не совсем тождественны. Если нечто – йондуп, это не обязательно должно быть абсолютной истиной.  У понятия йондуп есть два значения. Первое – это абсолютная природа феноменов, т. е.  абсолютная истина. Второе – это мудрость, познающая пустоту. Это тоже йондуп, но это не абсолютная истина.

Теперь поговорим о кунтаге, объекте отрицания. Такие школы, как Мадхьямака Сватантрика, утверждают, что кунтаг не воспринимается зрительным сознанием. Они  говорят, что, когда вы видите чашку, вы не видите кунтага чашки. Другими словами, объект отрицания не является вашему зрительному сознанию. Сватантрики считают, что если бы кунтаг чашки воспринимался зрительным сознанием, то, опровергнув этот объект отрицания, вы сделали бы чашку несуществующей.

Инопустота и самопустота

Та чашка, которую вы видите, пуста от чего-то другого, а не сама по себе, как считают низшие школы. Они утверждают, что чашка, которую воспринимает зрительное сознание, существует именно так, как мы ее видим. Если вещи не существуют так, как они являются нашему зрительному сознанию, если их внешняя видимость – это кунтаг, то, отрицая его, вы не можете говорить о шенванге. Шенванг становится несуществующим. Поэтому низшие школы говорят об инопустоте, или «пустоте от другого».  Инопустота означает, что чашка пуста от чего-то другого, нежели она сама, а именно – от независимого субстанционального существования. Низшие школы говорят так:

«Зрительное сознание воспринимает чашку объективно, реально. Но вслед за этим включается ментальное сознание, которое познает чашку преувеличенно и ошибочно, наделяя ее независимым субстанциональным существованием, коего эта чашка лишена.  Наука и низшие школы сходятся в убежденности, что зрительное сознание воспринимает вещи правильно, безошибочно, а независимое субстанциональное существование объектов – это ментальное преувеличение.

Та чашка, которую вы видите, – это шенванг, ее относительный способ существования. Но на этот зрительный образ чашки накладывается искаженная ментальная проекция чашки.  Это и есть кунтаг чашки – независимое субстанциональное существование, которое ошибочно приписывается чашке ментальным сознанием. Чашка пуста именно от этого ложного представления. Итак, независимое субстанциональное существование отсутствует в этой зависимо существующей чашке. Шенванг чашки, который вы видите своим зрительным сознанием, сам по себе не пуст, он пуст от чего-то другого. Это называется «пустота от другого».

 

© перевод лекции Геше Тинлея

30.09.13
428
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store