Сутра сердца. Продолжение

Вернемся к теме. После обретения шаматхи вам очень важно получить ясное концептуальное понимание пустоты с точки зрения Мадхьямаки Прасангики. Все феномены пусты от самобытия. Будучи пустыми от самобытия, они существуют зависимо.  «Зависимо» в данном случае означает номинально, зависимо от обозначения мыслью.

Ничто не существует со стороны объекта вне зависимости от названия. Тем не менее, вещи кажутся нам существующими со стороны объекта. Это кунтаг, иллюзия. Такие самосущие феномены вначале не возникли, в середине не существовали и в конце не разрушатся. Но при этом номинальное существование вещей есть, а значит, в сансаре и нирване возможно все. Когда вы обдумываете это снова и снова, у вас появляется убежденность, не оставляющая никаких сомнений в том, что зависимость от обозначения мыслью и пустота от самобытия представляют собой единство, два аспекта одного и того же.

В тексте «Лама Чодпа» говорится:

«В сансаре и нирване нет ни частицы самобытия,

а зависимость от причин и следствий безошибочна.

Благословите меня на постижение смысла слов Нагарджуны о том,

что эти две истины не противоречат одна другой, но дополняют друг друга». 

Эти строки представляют собой в сжатом виде учение о воззрении Мадхьямаки Прасангики, и вы должны выучить их наизусть. Если можете, выучите наизусть вторую часть «Лама Чодпа», посвященную Ламриму, это будет очень полезно для вашей медитации. Эта часть заключает в себе богатейший материал. Вы можете прочитать одну строку, а потом медитировать на нее. Перед тем как медитировать на пустоту, прочитайте эту строку, а затем размышляйте над ней, анализируйте ее.  Обычно аналитическая медитация проходит у вас следующим образом. Вы сидите и смотрите телевизор, кто-то заходит и сообщает, что ваш друг плохо отозвался о вас. Вы сразу же начинаете медитировать на гнев, не прекращая смотреть телевизор и не принимая медитативную позу. Вы уже не видите того, что происходит на экране – ваш ум сосредоточен на другом. В отношении негативной информации у вас обычно очень хорошая концентрация. Даже дети, бегающие туда-сюда по квартире, не могут вам помешать. Вы не говорите им: «Не мешайте мне медитировать на гнев» и даже не слышите, как они бегают.

Также у вас вдруг обнаруживается очень хорошая память. Вы помните даже то неприятное, что сказал вам этот человек десять лет назад. Сам он уже давно забыл свои слова, но вы очень отчетливо помните не только слова, но и выражение его лица в тот момент. Вы начинаете все преувеличивать, интерпретировать по-своему: «Теперь-то я понял, что он имел в виду! Оказывается, в его словах был более глубокий смысл». В сансаре ни у чего нет глубинного смысла, но вы сами искусственно создаете его.

В «Сутре сердца» действительно много уровней смысла, а вы придумываете какой-то глубинный уровень смысла чьих-то обидных слов, сказанных в ваш адрес когда-то давно.  Вы приводите все эти мелкие аргументы, а человек, быть может, сказал это безо всякой мотивации, но вы притягиваете за уши факты, и негативный образ нарастает как снежный ком. А возможно, ваш друг вовсе не говорил о вас ничего плохого, но из-за чьей-то клеветы вы начинаете воспринимать его ужасным. Уже на следующий день после того, как в вас проник этот яд, вы увидите того же самого Андрея, которого вчера считали другом, как злейшего врага с рогами на голове и захотите убежать от него. Если он вам улыбнется как обычно, вы подумаете: «Какой хитрец!» А если он вам не улыбнулся, вы окончательно убеждаетесь: «А ведь он и вправду меня терпеть не может».

Если яд негативной медитации проник в ваше сердце, что бы этот человек ни сказал и ни сделал, в вашем восприятии все оборачивается против него. Поскольку творец вашего мира – ум – разрушителен, деструктивен, то вокруг вас все становится также деструктивным. Это очень печально, но такова сансара.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

 

08.11.13
6
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет