О трех Основах Пути. Продолжение - блог №841915

Сегодня я даю вам учение сердца Манджушри, которое он передал Ламе Цонкапе. Затем Лама Цонкапа передал это учение своему ближайшему ученику Навангу Драгпе. Наванг Драгпа записал это учение в том виде, в котором оно дошло до нас. Текст “Три основы пути” – это сущностные наставления учения Ламрим, в них учение дано с другой точки зрения. Три основы пути необходимы какдля практики Сутры, так и для практики Тантры.

Любая практика становится причиной освобождения только при наличии отречения; без отречения любая ваша практика – всего-навсего мирская дхарма, сосредоточенная только на текущем воплощении. Допустим, вы практикуете какую-то йогу – к примеру, йогу ветра: ваше тело укрепляется, становится очень здоровым, быть может, вы даже летать научитесь. Но если подумать, есть ли в этом смысл? Без отречения практика йоги – просто мирская дхарма.

Три основы пути – это отречение, бодхичитта и познание пустоты.

Без отречения вам не достичь Освобождения. Без бодхичитты вам не обрести Просветления. И, наконец, без познания пустоты вы не способны подсечь сансару под корень; даже пребывая в медитации шаматха на протяжении миллионов лет, вы не освободитесь от сансары. Манджушри сказал Ламе Цонкапе: “Без этих трех основ практика йоги ветра, практика шести йог Наропы, практика Махамудры, практика Дзогчен – все это бессмысленно. Но при наличии трех основ пути все эти практики становятся безупречными, обретают все свои ценные качества”. Вкус пирога зависит от присутствующих в нем продуктов. Если в пироге нет ничего, кроме муки, он будет невкусным, поэтому нужны специи.

Сегодня вы получаете именно то учение, которое обычно получают тибетцы, то есть учение, полностью основанное на коренном тексте. В будущем очень важно издать книгу по этому учению; я дам к нему подробный комментарий, и тогда люди, живущие в России, поймут драгоценность учений, которые давал Пабонка Римпоче. Он давал непревзойденные комментарии на тексты Ламы Цонкапы. Пабонка Римпоче учился в монастыре Сера, и я тоже там обучался, поэтому я немножко в фанатизм ударился. Это шутка.

Итак, как говорит Пабонка, однажды состоялась беседа Геше Пучумбы и Геше Ченгавы – великих мастеров традиции Кадам, учеников Атиши. Геше Пучумба спросил Геше Ченгаву: “Что ты предпочел бы иметь: полное сосредоточение, то есть способность держать концентрацию и ясновидение месяцами, без малейшего отвлечения, или понимание Ламрима?” Геше Ченгава ответил: “Во множестве предыдущих жизней у меня было ясновидение, концентрация, я также достиг шаматхи, но из-за неполного знания учения о трех основах пути я не реализовал себя и до сих пор вращаюсь в сансаре.

Если бы тогда, много жизней тому назад, вместо шаматхи и ясновидения я обрел бы понимание трех основ пути, я уже давным-давно достиг бы Просветления”. А еще Геше Ченгава сказал: “Можно вообще забыть о разных реализациях, потому что одно лишь понимание трех основ пути само по себе является очень большой реализацией”. Если в этой жизни вы получите ясное представление о трех основах пути – просто полностью поймете это учение на теоретическом уровне, – то даже без практики, без медитации обретете Просветление раньше человека, достигшего шаматхи.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

21.11.13
212
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store