О трех Основах Пути. Продолжение

Мы не можем избавиться от привязанности к этой жизни, потому что не понимаем двух моментов – драгоценности человеческой жизни и непостоянства и смерти. Смерть может нагрянуть к нам в любой момент, но внутренне мы убеждены, что будем жить вечно, а умирать могут только другие люди. Мы не понимаем ценности той драгоценной человеческой жизни, которую получили, и поэтому растрачиваем ее впустую, на какие-то мелкие цели. Лама Цонкапа сказал: “Трудно обрести свободы и благие условия. Жизнь быстротечна; осознав это, ты отвернешься от явлений этой жизни”. В этой жизни мы привязаны к трем основным вещам: к пище, одежде и репутации. Чтобы избавиться от этих привязанностей, важно размышлять о непостоянстве и смерти, о драгоценности человеческой жизни. Если мы не отвернемся от явлений этой жизни, то никогда не сможем стать настоящими духовными практиками.

Существует текст по тренировке ума, по-тибетски лоджонг, и этот текст называется “Отсечение четырех привязанностей”. В нем сказано: “Если ты привязан к этой жизни, –значит, ты не духовный практик”. Очень важно! Запомните эти слова из коренного текста: “Если ты привязан к сансаре, – значит, ты лишен отречения. Если ты привязан к себялюбию, – значит, ты лишен бодхичитты. Если ты цепляешься за истинность своего я, – значит, ты лишен истинного воззрения”.

Однажды в Тибете жил-был молодой человек, который очень хотел практиковать Дхарму, но не знал, как это делается. Он решил, что практика Дхармы – это простирания, и принародно сделал очень много простираний. Люди смотрели на него и думали: какой хороший практик. Тогда человеку захотелось выглядеть более усердным практиком, и он неустанно, не разгибаясь, ни на кого не обращая внимания, делал эти простирания и сделал их невероятное количество. Однажды с гор спустился великий кадампинский мастер Дромтомпа – ученик Атиши, вместе с которым он занимался распространением в Тибете чистого учения Дхармы. Сама Тара предсказала Атише, что в Тибете он встретится с одним из ближайших своих учеников – Дромтомпой. Большую часть жизни Дромтомпа проводил в горах в медитации и лишь изредка спускался вниз, в город, чтобы просить пищу, которая поддерживала бы его во время медитации. Люди уже знали, что это великий Дромтомпа, и делали ему подношения.

И вот, когда в очередной раз Дромтомпа спустился в город, он встретился с юношей, который столь ревностно занимался практикой простираний. Юноша спросил Дромтомпу: “Я сделал очень много простираний, как у меня дела с практикой Дхармы?” Дромтомпа ответил: “Делать простирания – это хорошо, но практиковать Дхарму было бы значительно лучше”, и с этими словами ушел. Юноша задумался, и вдруг его осенило: может быть, практика Дхармы – это чтение мантр и священных текстов? Он начал громко читать разные текстов, взял большие четки и стал начитывать разные мантры. Люди удивлялись и говорили: “Он приступил к очередной практике, какой великий он мастер!”

Миновало несколько месяцев, и Дромтомпа снова спустился в город. При встрече юноша спросил у него: “В последнее время я прочел очень много текстов по Дхарме и начитал  очень много мантр. Как у меня дела с практикой Дхармы?” И Дромтомпа ответил ему: “Читать тексты и мантры – это хорошо. Но если бы ты практиковал Дхарму, это было бы еще лучше”, и удалился. Юноша долго ломал голову, что же такое практика Дхармы? “А! – вдруг вскрикнул он. – Понимаю! Это медитация”. Он уселся в позу медитации, совсем как многие европейцы – в очень строгую, правильную позу лотоса, – и несколько часов провел без движения, иногда даже прекращая дышать. И он стал очень много медитировать, то есть сидел в позе лотоса, а ум его в это время блуждал, думал: “Вот люди на меня сейчас смотрят, что они обо мне думают?”

Как-то раз юноша вновь встретился с Дромтомпой и задал ему все тот же вопрос: “Я так много занимаюсь медитацией в последнее время, как у меня дела с практикой?” И Дромтомпа ответил: “Медитация – это хорошо, но практика Дхармы – гораздо лучше”. Тогда юноша в отчаянии сделал перед ним простирания и взмолился: “Пожалуйста, скажите мне, что же такое практика Дхармы?” И тогда Дромтомпа сказал: “Практика Дхармы – это борьба со своими омрачениями, излечение болезни ума. Чтобы вылечиться от этой болезни, для начала ты должен избавиться от привязанности к этой жизни. Отказ от привязанности к этой жизни – это первый шаг практики Дхармы”.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

05.12.13
8
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет