О трех Основах Пути. Продолжение - блог №870113

Седьмая и восьмая мирские дхармы: радоваться славе, хорошей репутации и огорчаться от плохой репутации, отсутствия славы.

Некоторые люди переживают: “Никто меня не знает – кошмар”. Это мирская концепция. Зачем вам много внимания? Без него так хорошо, спокойно живется. В жизни вы прежде всего страдаете от голода и думаете: “Хочу кушать”. Затем, набив желудок, вы страдаете от холода, и вам нужна теплаяодежда. Насытившись, тепло одевшись, вы чувствуете себя очень хорошо, садитесь смотреть телевизор, и вдруг у вас возникает этот болезненный вопрос – почему меня никто не знает, почему у меня нет славы? Вы видите в телевизоре всяких знаменитостей, каких-то выдающихся людей, имеющих славу и титулы, и думаете: “Если бы я был на его месте, я был бы очень счастлив”. Это неведение. Человек, на месте которого вы мечтаете оказаться, тоже испытывает множество проблем.

Поэтому мастера Кадампы говорили: “Не радуйся славе и хорошей репутации, радуйся отсутствию репутации. Если у тебя есть слава и хорошая репутация, в тебе возрастут все омрачения: высокомерие, зависть и прочие”. Представьте, что вы хорошо поете и многие об этом знают, у вас есть известность. И вдруг появляется другой человек – он тоже хорошо поет, и людям его песни нравятся больше ваших; у вас сразу возникает зависть. Если же вы лишены славы, известности и хорошей репутации, то можете спокойно жить в уединении и заниматься чистой практикой Дхармы.

Итак, восемь мирских дхарм – это восемь препятствий, которые вам надо преодолеть в первую очередь, вы должны стремиться свести их к минимуму.

Я особо обращаю ваше внимание, что именно эти восемь мирских дхарм являются причинами ваших мирских страданий. Безусловно, бывают страдания, к примеру, от стихийных бедствий, ранения или гибель от аварий или несчастных случаев – это не связано с восемью мирскими дхармами, это результат определенной созревшей кармы.

Но на возникновение других видов страдания, помимо дурной кармы, большое воздействие оказывают именно эти восемь мирских дхарм. Из-за них вы постоянно ощущаете какое-то беспокойство, тревогу, уныние, не можете наслаждаться покоем. Устранив или сведя к минимуму эти дхармы, вы просто не сможете впасть в депрессию. Даже попав в аварию и потеряв ногу, вы будете улыбаться и скажете: “Мне очень повезло, что я не погиб, а всего-навсего потерял одну ногу. Если я буду переживать, она все равно ко мне не вернется”. Такое мышление очень полезно в жизни.

Но все эти противоядия временны. Действительным же противоядием от восьми мирских дхарм, о котором говорил Лама Цонкапа, является медитация на драгоценность человеческой жизни, на непостоянство и смерть. Мирские дхармы сильно влияют на нас из-за нашего непонимания ценности человеческой жизни.

Мы не пользуемся драгоценными средствами, помогающими решить наши проблемы во всех наших будущих жизнях, даже для решения наших временных проблем в этой жизни. Осознав значение  своей драгоценной человеческой жизни, вы не захотите использовать ее для мелких забот, которые не кончаются, а порождают новые и новые проблемы. Вы захотите посвятить жизнь более значимым, драгоценным целям.

Поэтому медитация на драгоценность человеческой жизни имеет три части. Первая – осознание своей человеческой жизни как драгоценной. Вторая – значимость драгоценной человеческой жизни. И третья – редкость драгоценной человеческой жизни. Эти положения очень важны. Вы должны как бы слить свое сознание с этими размышлениями, осмыслить их очень глубоко. Медитация не означает сидение в позе лотоса с закрытыми глазами – просто размышляйте о нужных моментах.

 

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

 

12.12.13
250
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store