О трех Основах Пути. Продолжение

Ум, полностью свободный от всех омрачений, называется нирваной. В мире существует много систем обучения, созданных нарочно, чтобы делать людей счастливыми и избавлять их от страданий. Но большинство этих систем и образовательных учреждений основаны на ложной идее, что счастье зависит от наличия у нас внешних объектов, и поэтому мы должны научиться зарабатывать деньги, чтобы в итоге заполучить эти объекты. Такова ситуация и в Америке, и в Индии, и в России.

Действительно, деньги необходимы, но они не являются объектом счастья. В буддизме утверждается, что счастье заключается не в овладении каким-либо внешним объектом, но в устранении из ума всех омрачений, и рассматриваются способы освобождения от омрачений. Сделать это нелегко, невозможно очистить свой ум от омрачений так же просто, как вымыть грязную тарелку.

Все омрачения ума связаны между собой и основаны на неведении. Поэтому если вы будете устранять омрачения по отдельности, назавтра они появятся вновь. Если вы не подрубите дерево под корень, а будете просто отрезать у него отдельные веточки, срывать листики, то они опять вырастут, поэтому в буддизме много внимания уделяется глубокому рассмотрению корня всех омрачений. Так учил Будда, когда проповедовал учение о четырех благородных истинах.

Первая благородная истина – о страдании. Она заключается в тех оскверненных совокупностях, или скандхах, которые мы имеем и которые появились в результате омрачений и неведения. Это ни что иное, как наше физическое тело.

Поскольку мы родились под властью своих омрачений, наши тело и ум – одна сплошная невидимая рана, и поэтому мы подвержены постоянным страданиям. Наш ум легко расстраивается из-за какого-нибудь незначительного слова. В действительности нет причины горевать, ведь если кто-то и назовет вас дураком, глупее от этого вы не станете. Но из-за невидимой раны в нашем уме малейшее обидное слово в наш адрес выводит нас из равновесия настолько, что мы не можем спать несколько ночей подряд.

 Человек, залечивший эту умственную  рану, не огорчится; даже если тысяча людей назовет его глупцом, он будет просто улыбаться. Невидимая рана нашего ума является следствием омрачений.

Итак, сансара – это наши омраченные тело и ум, это перерождение под властью омрачений. А что такое нирвана? Когда наши тело и ум полностью освободятся от всех омрачений, когда мы избавимся от этих оскверненных тела и ума, тем самым мы обретем нирвану. При этом наши тело и ум продолжат существовать, но они будут чисты.

Такая должна быть у вас высшая цель, смысл жизни. Если вы не стремитесь к освобождению, если у вас нет отречения, вы не сможете породить в себе бодхичитту. Шантидева сказал: “Если у тебя нет желания освободиться от омрачений и достичь освобождения, как же ты можешь пожелать освободить всех живых существ?”

Поэтому отречение является основной причиной порождения бодхичитты. Для этого мы должны сначала в подробностях изучить все пороки сансары, ясно понять ее ущербность, иначе наше отречение будет лишь на словах.

 

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

 

09.01.14
8
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет