О трех Основах Пути. Продолжение - блог №912868

Теперь рассмотрим двенадцать звеньев цепи взаимозависимого происхождения в обратной последовательности. Неведение – это полностью ложное восприятие феноменов. Когда у вас будет правильное понимание феноменов, неведение исчезнет.

Допустим, вы сидите в темном доме и видите веревку, которую принимаете за змею, поэтому вы сильно напуганы и боитесь двинуться с места. Если же вы возьмете горящий светильник и тщательно осмотрите эту веревку, то поймете– никакой змеи нет в помине, это обычная веревка. Как только вы осознаете отсутствие змеи в этой веревке, в тот же момент из вашего ума полностью исчезнет восприятие этой веревки как змеи. Неведение и мудрость наблюдают один и тот же объект, но являются противоположными способами восприятия. Неведение  полагает, что этот объект – змея, мудрость же понимает, что в этом объекте змея отсутствует. По мере того, как будет укрепляться восприятие отсутствия в этом объекте змеи, начнет ослабевать цепляние за то, что объект является змеей.

Неведение воспринимает свое “я” и все феномены как нечто, обладающее самобытием. Если вы внимательно, с помощью света мудрости, будете смотреть вокруг, то поймете: и “я”, и все феномены полностью пусты от самобытия. Это не означает, что их вообще нет, – они существуют номинально, условно. Когда ваша убежденность в пустоте “я” и феноменов от самобытия станет сильнее, ваше неведение, или ложное восприятие, ослабеет. Когда же вы напрямую познаете пустоту “я” и феноменов, а также пустоту своего ума, то неведение полностью исчезнет из вашего сознания. Вслед за неведением из вашего ума исчезнут и остальные омрачения, и тогда вы перестанете создавать оскверненную карму. Таким образом вы пресечете действие двенадцати звеньев цепи взаимозависимого возникновения. Пока ваше неведение не устранено, эти двенадцать звеньев возникают непроизвольно, автоматически.

Однако может возникнуть такой вопрос: если при устранении неведения прекращаются двенадцать звеньев цепи взаимозависимого происхождения, то должно исчезнуть и ощущение, поскольку оно является одним из звеньев этой цепи. Если же прекращается ощущение, значит, состояние освобождения лишено каких бы то ни было ощущений и, следовательно, состояние будды лишено счастья. Ответ таков: существует разница между ощущением как звеном в цепи взаимозависимого происхождения и ощущением вообще. Ощущение как звено цепи возникает вследствие омрачений. Но не все ощущения таковы, это важно знать.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

15.01.14
221
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store