О трех Основах Пути. Продолжение - блог №921308

В буддийском анализе различают два вида причин. Первый вид – субстанциональная, или основная, причина; второй вид – обусловленная причина, или причина как условие. Возьмем к примеру глиняную чашку. Субстанциональная причина этой чашки – глина. Обусловленная причина чашки – человек, изготовивший ее своими руками, а также печь, в которой делался обжиг.

В буддизме считается, что субстанциональная причина продолжает существовать в форме результата.Так, когда из комка глины делается чашка, частицы глины не исчезают, а принимают форму чашки. Теперь мы должны узнать, в чем заключается субстанциональная причина первого момента нашего сознания. Это уже более точный анализ.

Исследуем первый вариант: допустим, что гены наших отца и матери послужили той самой субстанциональной причиной первого момента нашего сознания. В таком случае наше сознание должно иметь субстанцию, то есть состоять из материи – генов, и иметь форму, цвет, структуру. В этом варианте содержится много противоречий. Например, если сознание материально, тогда материальны и все его состояния, то есть можно запросто избавиться от гнева, определив его форму, структуру и удалив субстанцию гнева из сознания. Поскольку это противоречит действительности, следует вывод, что гены отца и матери не могли служить субстанциональной причиной первого момента нашего сознания. Этот вариант мы отсекаем.

Рассмотрим второй вариант: родительское сознание было субстанциональной причиной нашего сознания. Тогда в момент появления сознания ребенка в утробе матери мать или отец должны были бы умереть либо лишиться своего сознания. Вспомните пример с  глиной: она перестает существовать как комок глины и начинает существовать как глиняная чашка. Поэтому в буддийской философии утверждается, что субстанциональная причина и субстанциональный результат не могут существовать одновременно.

Вопрос: Гусеница и бабочка – субстанциональная причина и субстанциональный результат?

Ответ: Субстанциональной причиной в случае с бабочкой является не вся та куколка, из которой она произошла, а лишь та ее часть, которая превратилась в тело бабочки. Например, мама не является субстанциональной причиной своего ребенка.

Вопрос: Можем ли мы говорить о субстанциональной причине, если в сознании нет субстанции?

Ответ: Нет, здесь под субстанциональной причиной подразумевается не материальная, но основная причина.

Итак, когда глина превращается в чашку, то субстанциональная причина этой чашки – комок глины – перестает существовать. Таким же образом сознание матери, являясь субстанциональной причиной сознания ребенка, тоже перестало бы существовать в момент появления сознания ребенка. Например, наше сознание состоит из моментов, и предшествующий момент является основной, или субстанциональной, причиной последующего момента сознания. Когда новый момент сознания начинает существовать, то предшествующий ему момент сознания существовать прекращает. Поскольку мать рожает ребенка и ее сознание продолжает существовать, это ясно доказывает, что материнское сознание не является субстанциональной причиной сознания ребенка.

Есть еще одно доказательство. Если материнское сознание является субстанциональной причиной сознания ребенка, то в сознании ребенка должна сохраниться вся информация из сознания матери: все ее воспоминания, весь опыт. Вся информация, присутствующая в предшествующем моменте нашего сознания, перетекает в последующий момент сознания, продолжает существовать, поскольку относится к одному и тому же потоку. Субстанциональная причина тоже означает единство потока. Ребенок не имеет в своем сознании ни единого воспоминания, принадлежащего его матери; основываясь на этом факте, мы делаем четкий логический вывод: субстанциональной причиной первого момента нашего сознания не было сознание нашей матери.

Остается единственный вариант: основной причиной первого момента нашего сознания послужил предшествующий момент того же сознания, подобно тому, как причиной настоящего момента нашего сознания является предшествующий ему момент сознания. Весь поток нашего сознания, состоящий из последовательных моментов, появился не из чего-то постороннего – он является следствием, продолжением того же самого потока.

Согласно буддийской логике, если нечто является сознанием, это нечто должно появиться только вследствие предшествующего момента сознания, иной основной причины нет. Поскольку мы не можем опровергнуть этот вариант, он служит надежным доказательством существования прошлых жизней. Предшествующий момент сознания, ставший субстанциональной причиной первого момента нашего сознания в материнской утробе, был последним моментом нашего сознания в прошлой жизни.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

21.01.14
328
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store